Posted 8 апреля 2020,, 21:01

Published 8 апреля 2020,, 21:01

Modified 1 февраля, 01:21

Updated 1 февраля, 01:21

«Зреет ощущение, что вся система неправильная»

8 апреля 2020, 21:01
Говоря о том, как обнищание и рост безработицы повлияют на предстоящие выборы, политологи выражают сомнение, что эти кампании вообще состоятся в срок.

Компании в России уже начали экономить на зарплате своих сотрудников. Пока этот процесс только набирает обороты и выливается, например, в переходе на четырехдневную рабочую неделю, однако многие эксперты убеждены, что это лишь предвестник резкого роста безработицы, и как следствие, еще более сильного падения доходов граждан.

«Росбалт» попросил экспертов ответить на вопрос о том, как уже начавшийся кризис на рынке труда скажется на политических настроениях в России — с учетом приближающихся в 2021 году выборов в Госдуму и совсем близких муниципальных и региональных выборов, которые должны состояться в Единый день голосования в сентябре этого года?

Дмитрий Орешкин, политолог:

«Ухудшение экономической ситуации, рост безработицы не могут не повлиять на результаты предстоящих местных и региональных выборов в сентябре. Но важно понимать, что выборы вообще потеряли престиж и социальное доверие, как и все нынешнее государство. Люди не верят в голосование, они ищут чего-то другого. Однако если будут какие-то перемены, то они будут идти не в сторону укрепления демократических институтов — выборов, судов, независимых СМИ, Конституции. Значительная часть людей будет искать спасения в советском образце, где реальных выборов, как мы знаем, не было.

Что касается парламентской кампании 2021 года, то еще вопрос — состоится ли она? Не придет ли на место нынешней власти группа молодых генералов и полковников? Вероятность такого сценария нельзя рассматривать как нулевую. Какая альтернатива этому может быть? В качестве оппозиции в нашей системе выступают либо Зюганов с Жириновским, либо условный Навальный. Однако мне кажется, что у людей зреет ощущение, что вся эта система неправильная. Большей части электората, как мне представляется, уже не нужны ни Зюганов, ни Жириновский, ни Навальный. Эта часть граждан хочет, чтобы пришел Сталин и „навел порядок“.

Если вся нынешняя система в ходе нынешнего кризиса не рухнет, то все ее атрибуты вроде управляемых выборов, останутся. Ситуация может измениться, если проснутся крупные города. Та же Москва, скажем, европейский город и здесь европейское отношение к выборам. Если в столице люди пробудятся (а пока они, похоже, спят), то возможно что-то другое. Тогда с помощью тех же выборов можно что-то изменить. Но только в региональном масштабе, потому что пока система не рухнула окончательно, Путин ее контролирует и остается властвующей фигурой».

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

«Отношение избирателей к представителям партий на предстоящих выборов будет зависеть от того, насколько они будут активны. Финансовые возможности правящей партии, конечно, больше, но всякое может быть. Кроме того, еще не до конца понятно, состоятся ли местные и региональные выборы в сентябре этого года в России или их перенесут, если пандемия продолжится.

На губернаторских выборах, если они состоятся в этом сентябре, избиратель может действовать протестно, но вопрос в том, за кого он тогда проголосует? Кого выдвинут коммунисты или жириновцы? Есть еще и проблема муниципального фильтра. А его преодоление зависит от договоренностей с властью.

Выборы в региональные парламенты также сейчас трудно предсказать, потому что голосование по одномандатным округам, как это, например, было в Москве, часто не партийное, а персонализированное. На прошлых выборах в столицу оно очень сильно политизировалось и приняло биполярный характер. Пойдет ли сейчас такая политизация голосования в регионах — пока вопрос. За кого там проголосуют в нынешних условиях — за оппозиционера, или за того, кто (будучи во власти) подарил всем местным школам по телевизору, перерезал массу ленточек на разных объектах — тоже сказать пока сложно.

Кроме того, непонятно как сильно сейчас можно критиковать власть. У нас принят закон о фейках, под который можно подвести того или иного политика или активиста. Его могут обвинить в паникерстве и работе на западные спецслужбы, даже если он коммунист. Многое также будет зависеть от экономических последствий пандемии».

Григорий Голосов, декан факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Социальное раздражение в связи с негативными экономическими явлениями будет нарастать, и я не вижу какую выгоду из этого сможет извлечь партия „Единая Россия“ или иные провластные организации. Реакция на эти явления может быть двоякой. В тех случаях, когда на выборы будет допускаться какая-то оппозиция, „Единая Россия“ будет продолжать „проседать“. Это тенденция, которая наметилась еще за два года до предстоящих выборов. С другой стороны, это же будет провоцировать дальнейшее закручивание гаек, выдавливание всех оппозиционных кандидатов, как было на прошлогодних сентябрьских выборах. Какая из этих тенденций будет преобладать, пока не очень ясно, но высока вероятность, что все же вторая.

Процессы, идущие сейчас в экономике, отразятся на настроениях избирателей негативно. Если оппозиционные партии и кандидаты будут участвовать в выборах хотя бы с минимально правдоподобной долей оппозиционности, то эти процессы будет способствовать их популярности. Однако прошлогодние выборы показали, что политики, участвующие в них, например, от ЛДПР, КПРФ и других партий, не рассматриваются избирателями в качестве оппозиционеров. Однако вполне вероятно, что настоящих оппозиционеров на предстоящих выборах (если они вообще состоятся) просто-напросто не будет».

Александр Желенин