Posted 28 апреля 2020,, 16:42

Published 28 апреля 2020,, 16:42

Modified 1 февраля, 01:30

Updated 1 февраля, 01:30

Эксперт: Россия может лишиться целого ряда направлений в аграрном комплексе и пищевой промышленности

28 апреля 2020, 16:42

Падение спроса, курс валют и низкая производительность труда грозят новыми разорениями сельскому хозяйству, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов. Как заявил кандидат экономических наук корреспонденту «Росбалта», лозунги об импортозамещении остались нереализованными.

«Реальные доходы населения падали последние шесть лет, а сейчас падение усиливается. То есть спрос со стороны населения упадет. Понятно, что рынок продуктов питания — это рынок с низкой эластичностью спроса: и в случае роста цен люди все равно будут покупать хлеб, колбасу и молоко. Но даже в этом случае рост цен приведет к падению спроса. Объективно люди будут себе отказывать в таких продуктах питания, которые для их кармана являются излишними, неподъемными в условиях падения доходов. Объем спроса на продукцию сократится, а значит — снизится и рентабельность производства», — рассказал Олег Комолов.

Эксперт подчеркнул, что динамика рубля к доллару представляет еще одну проблему для аграриев. «Для многих секторов АПК и сельского хозяйства падение курса рубля является губительным. Мои коллеги из ВШЭ произвели расчетный курс безубыточности ряда производств в российской экономике, то есть тот курс доллара, при котором производство еще может находиться в границах средней рентабельности по экономике. Сельское хозяйство и АПК сильно зависят от импорта техники, семенного фонда и т. п. В случае падения курса рубля все эти расходы значительно возрастают. Вместе с падением спроса это будет приводить к тому, что предприятия не смогут сбыть продукцию при больших издержках. Для производства колбасных изделий порог рентабельности производства — около 70 рублей за доллар. Для переработки сырья и производства чая и кофе — 68 рублей за доллар. Для производства кормов для животных — 65 рублей за доллар. Для производства сельскохозяйственной техники — 62 рубля за доллар. Мы видим, что курс доллара уже перевалил за пограничную отметку для многих секторов АПК, сельского хозяйства и тех отраслей промышленности, которые их обслуживают, для сельхозмашиностроения», — перечислил Комолов.

По мнению эксперта, такая ситуация ведет к тому, что страна может лишиться целого ряда отраслей, а их продукцию придется замещать за счет импорта. В результате население получит дополнительный рост цен. «Окраинность» аграрного сектора ведет к тому, что в нем сохраняются низкие зарплаты и низкая производительность труда.

Олег Комолов уверен, что надежды даже на привлечение мигрантов после снятия карантинных ограничений не спасут этот сектор. «Наиболее прибыльные отрасли концентрируются в крупных городах-миллионниках и их городах-спутниках. Уровень зарплат в сельском хозяйстве — меньше средних значений по рынку труда. Привлечь туда рабочую силу можно только из бедных стран, например, из Средней Азии. Но тогда возникают другие проблемы, в том числе низкой производительности труда. Человек, работающий в таких условиях, не заинтересован в результатах своего труда, у него низкая мотивация к трудовой деятельности», — заметил эксперт.

Олег Комолов подчеркнул, что заменять низкопроизводительный труд следует новыми машинами, однако уровень развития отечественного машиностроения не позволяет надеяться на такой вариант развития.

О том, почему малый бизнес не может получить обещанную помощь, в подкасте «Росбалта» рассказывает редактор портала «Свое Дело Плюс» Лилия Агаркова.