Posted 27 мая 2020,, 15:53

Published 27 мая 2020,, 15:53

Modified 1 февраля, 01:42

Updated 1 февраля, 01:42

Ситуация похожа на сводки с фронтов

27 мая 2020, 15:53
По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, государство просто не в состоянии помочь каждому и «полностью закрыть все издержки».

Депутаты Госдумы заслушали в среду на «правительственном часе» доклад министра экономического развития Максима Решетникова о мерах по поддержке малого и среднего бизнеса во время эпидемии. Несмотря на то, что некоторые анонимные телеграм-каналы причисляют Решетникова к «уходящим» министрам, то есть к тем, кто плохо справляется со своими обязанностями, тот держался во время разговора с парламентариями вполне себе уверенно. А спикер Госдумы Вячеслав Володин и вовсе продемонстрировал благостное отношение к гостю, отметив, что Решетникову удается найти понимание с депутатами, и выразил надежду на продолжение диалога в будущем. Что вдвойне примечательно, учитывая, что предшественнику Решетникова Максиму Орешкину в марте прошлого года в Госдуме устроили форменную обструкцию.

Сам же министр, не внес большой ясности в вопрос о том, с какими потерями выйдет к завершению пандемии российский средний и малый бизнес. И выживет ли вообще. А это не только экономический вопрос, но и социальный, учитывая, что число безработных в России приближается к двум миллионам человек.

Решетников же начал свой доклад с заявления, что Россия сможет существовать и при нынешних низких ценах на нефть — 31 доллара за баррель в 2020 году и 35 долларов в 2021 году. «С учетом нашей макроэкономической политики мы даже с таким уровнем цен можем с абсолютной уверенностью говорить о выполнении всех обязательств», — заверил депутатов министр. И даже уровень инфляции, несмотря на резкое ослабление курса рубля к иностранным валютам весной этого года, удастся, по его словам, сохранить в пределах целевого показателя в 4%.

Падение же российской экономики из-за коронавируса в текущем году Решетников оценил в 5% ВВП. Но уже в следующем у нас есть шанс подняться сразу на 2,8%, надеется министр. Впрочем, тут же оговорился, что речь идет о предварительном показателе, который может быть скорректирован с учетом общенационального плана спасения экономики.

Несмотря на затянувшиеся карантинные ограничения, наша экономика начала подавать «признаки оживления» уже с 12 мая, продолжил Решетников. «Уровень экономической активности достиг 79% процентов от докризисного уровня. В то же время надо понимать, что значительная часть экономики находится в заморозке», — заметил министр.

Стоимость всех трех «антивирусных» пакетов поддержки граждан и бизнеса в период коронавируса Решетников оценил в 3,3 трлн рублей. Правда, он не сказал, какая доля отписана на поддержку так называемых стратегически важных, то есть близких к власти предприятий, и сколько в итоге перепало всем остальным.

Пакеты предусматривают ряд мер по поддержке индивидуальных предпринимателей, а также малого и среднего бизнеса, включая беспроцентные кредиты на выплату зарплат сотрудникам, арендные послабления, а также налоговые отсрочки и перенос уплаты страховых взносов.

Однако в Госдуме дали понять, что, как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. А по ним ходить. Так, глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев привел данные, из которых следовало, что только 13% предпринимателей смогли адаптироваться к сложной экономической ситуации, тогда как 54% респондентов отметили, что «ничего не изменилось, бизнес стоит уже несколько недель». «А 33% процента вообще заявили, что стало хуже, под меры поддержки государством они не попали и увольняют сотрудников», — рассказал депутат.

«Ситуация больше похожа на сводки с фронтов», — добавил Жигарев. Он, в частности, сообщил, что взять кредит в банке на выплату зарплат сотрудников для большинства предпринимателей оказалось просто невозможным. «Более половины обратившихся в банки столкнулись с отказом выдать ссуду, часто без объяснения причин, а некоторые банки вместо кредитов с нулевой ставкой предлагали собственные продукты с высокими ставками — до 28%», — добавил Жигарев.

Многие предприниматели также не смогли воспользоваться помощью государства по той причине, что их нельзя было причислить к пострадавшим по перечню ОКВЭД. «У нас так оказывают эту помощь, чтобы взять ее невозможно было никому», — заметил коммунист Николай Арефьев.

Он рассказал, что в других странах, в частности в Германии, на оперативную поддержку государства могли рассчитывать даже российские предприниматели, которые ведут бизнес на территории этой страны. «Наш предприниматель в Берлине получил сообщение от тамошнего Минфина о готовности оказать помощь и через три дня получил 2,5 тыс. евро, а он гражданин России», — заметил депутат. В России же «смертность» предприятий малого бизнеса в два раза опережает их «рождаемость», продолжил Арефьев. «В год теряем около 600 тыс. предприятий малого бизнеса, в том числе из-за высокой аренды», — сказал депутат.

Решетников же настаивал на том, что государство не в состоянии помочь каждой компании и «полностью закрыть все издержки». «Ни одна страна в мире, никто не в состоянии это сделать», — заверил он. Но депутаты заявили в ответ, что если ставить Россию на одну ступень с экономически развитыми странами, то государственная помощь гражданам и бизнесу должна была бы составить как минимум 12 трлн рублей.

Но у государства не только не нашлось на это достаточно средств, но и вытаскивать из кризисной ямы отдельные отрасли экономики теперь, судя по всему, будут за счет самих граждан. Например, туризм, который явно решили переориентировать на внутренний рынок. Поэтому и раздаются из начальственных уст громкие призывы к россиянам не отправляться в этом году на летний отдых в чужую страну.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе предложил на заседании «прекратить выезжать за границу» и закрыть турагентства, которые «наши деньги с туристами направляют туда». «Мы до сих пор вывозим своих граждан, мы, единственная в мире страна, которая уже два месяца собирает своих туристов со всей планеты. Ведь они поехали через агентство в апреле или марте, и никто не запретил выезд и не остановил деятельность турагентств», — указал лидер ЛДПР.

Как вывозят из-за границы застрявших на отдыхе российских граждан, это отдельная тема. Как бы то ни было, депутаты сошлись на том, что нужно принять отдельную программу по поддержке бизнеса в российских курортных зонах, которая включала бы отсрочку выплат или списание обязательных платежей, кредитов, расширенное включение в список особо пострадавших отраслей и тому подобное.

Елена Земскова