Posted 5 июня 2020,, 08:46

Published 5 июня 2020,, 08:46

Modified 1 февраля, 01:46

Updated 1 февраля, 01:46

Российские ученые нашли в сливочном масле опасные для детей микробы

5 июня 2020, 08:46

Российские ученые впервые «прочитали» геном микробов в сливочном масле и обнаружили ряд условно-патогенных видов, в том числе опасных для детей. Исследование проводили Воронежского госуниверситета и Воронежского госуниверситета инженерных технологий. Результаты опубликованы в журнале Foods, сообщает РИА «Новости».

Исследователи при помощи высокопроизводительного секвенирования проанализировали 21 образец разных марок сливочного масла. Они брали по 1 грамму продукта, мелко нарезали его и добавляли к специальной питательной среде на чашках Петри. Геном выросших клеток «читали» на специальном приборе (секвенирование). Причем использовалось секвенирование нового поколения, это набор методов определения последовательностей ДНК или РНК, позволяющий за один раз установить несколько геномов. Всего было обнаружено 94 рода бактерий, в том числе и условно-патогенных, то есть таких, которые могут быть опасны при определенных обстоятельствах, к примеру слабом иммунитете или несбалансированном режиме питания.

Полезные молочнокислые бактерии Lactobacillus и Lactococcus, которые входят в состав некоторых заквасок, превалировали только в четверти образцов. Масло оказалось сильнее всего загрязнено бактериями вида Bacillus cereus, способными производить токсины и вызывать диарейный синдром. Сюрпризом стало присутствие в масле Cronobacter sakazakii, ранее было признано, что эта бактерия может у детей до года вызывать сепсис, менингит или энтероколит с тяжелыми осложнениями и даже летальным исходом.

Исследование показало необходимость оптимизации методологии для обнаружения опасных бактерий в пище. Также результаты исследования подчеркивают необходимость строгого контроля качества молочных продуктов с высоким содержанием жира.

Напомним, молочные продукты — отличная среда для роста многих опасных бактерий, например сальмонеллы. В России производится контроль качества продукции по установленным ГОСТам, но, даже при соблюдении всех норм производства, гарантировать отсутствие микробного загрязнения нельзя, так как зачастую микроорганизмы можно обнаружить только с привлечением новейших научных методов.