Как остановить незаконную железную дорогу?

Угольным компаниям удобно в приморском арбитраже, ведь судья и адвокаты — члены одной семьи, сообщают СМИ.


© Фото Ивана Шалёва, ИА «Росбалт»

В Приморском крае семейные ценности перевесили правовые принципы — похоже, одна единственная семья юристов вот уже несколько лет без проблем обходит российские законы благодаря схеме, которая, казалось, должна была остаться в далеких девяностых.

В 2020 году один из гигантов бизнеса открытой перевалки угля в Приморье «Аттис Энтерпрайс» был пойман на серьезном нарушении — строительстве железнодорожных подъездных путей к своему причалу, не имея на это никаких оснований. Ветка была введена в эксплуатацию еще в 2013 году без заключения строительной экспертизы, а значит и без соблюдения необходимых норм, и все эти годы незаконно использовалась с риском как для людей, так и для окружающей среды.

Сейчас следователи выясняют, кто разрешил использовать 153 метра железнодорожного полотна без необходимых для этого документов, и ищут здесь следы коррупции — ведь ответственные лица РЖД в этой ситуации либо были введены в заблуждение, либо были «замотивированы» и закрыли глаза на нарушение.

Но одно известно точно — подъездные пути построены незаконно. Поэтому еще в апреле 2020 года, сразу после получения результатов экспертизы Следственного комитета, администрация Находки отозвала все свои разрешения на строительство и эксплуатацию путей, однако в «Аттис Энтерпрайс» этот факт полностью проигнорировали и продолжили использовать свою личную железную дорогу. Тогда городские юристы пошли в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать объект самовольной постройкой, изъять его у хозяев и снести. Но есть один нюанс.

Этот иск, как и любой другой, касающийся «Аттис Энтерпрайс» и аффилированной с ней компании ООО «Портовые услуги», угодил не куда-то, а прямиком в шестой судебный состав Арбитражного суда Приморского края, который возглавляет Анна Александровна Лошакова.

А дальше, что называется, следите за руками. Анна Лошакова приходится матерью Марии Савон, в девичестве также Лошаковой. Мария Евгеньевна в свою очередь является юристом ООО «Портовые услуги» (строили те самые пути) и регулярно представляет компанию в процессах, которые рассматривают судьи из шестого судебного состава краевого Арбитражного суда.

Но с компаниями-побратимами «Аттис Энтепрайс» и «Портовые услуги» Лошакову-младшую связывают не только деловые отношения. Дело в том, что ее супруг, Виталий Савон, работает на обе эти фирмы и также представляет их в суде. В схеме задействована даже младшая дочь судьи Анны Лошаковой, Ирина. Вместе с мужем сестры Виталием Савоном она владеет юридической компаний «Аверс», обслуживающей интересы «Аттиса» и «Портовых услуг».

И та, и другая компании в свою очередь полностью принадлежат ООО «Портовый холдинг». Эта же структура является учредителем благотворительного фонда «Находка», членом попечительного фонда которого является уже знакомый нам Виталий Савон, полномочия которого здесь уже, очевидно, выходят за рамки сугубо юридических — вся семья, очевидно, плотно связана с бизнесом перевалки угля и напрямую заинтересована в благополучии «Аттиса».

Однако участие Анны Лошаковой делает эту схему крайне сомнительной и, в отличие от слухов о покровительстве со стороны экс-прокурора Находки Дмитрия Баренбаума, доказывает возможное «крышевание» компании-стивидора и ее строительного сателлита со стороны судебного корпуса Приморского края. Налицо — семейный подряд, причем не особо скрываемый и использующий методы, с трудом сочетающиеся с современными представлениями о праве и законности.

Фото с сайта http://sopki.news/

Специфические методы ведения бизнеса становятся более понятны при изучении учредителей и основных интересантов «Аттис Энтерпрайс». По данным системы «Спарк-Интерфакс», единственным учредителем предприятия является московская структура ООО «Портовый холдинг». В свою очередь «Портовый холдинг» на 51% принадлежит Артему Козовому — сыну олигарха Геннадия Козового, занимавшего в 2019 году 105-е место в российском списке Forbes c состоянием в 950 миллионов рублей.

Геннадий Козовой — экс-глава «Распадской угольной компании», печально известной трагедией на шахте «Распадская» в 2010 году, в результате которой погибли 90 шахтеров. Тогда родственники погибших открыто говорили, что причиной трагедии стала алчность хозяев предприятия, выжимавших из недр максимум, не заботясь о безопасности производства.

Очевидно, что нынешняя ситуация практически полностью «зеркалит» трагедию в «Распадской» — с той лишь оговоркой, что в Находке за семь лет использования незаконной железной дороги удалось пока обойтись без жертв. Однако построенный без учета нормативов и без всякого контроля проезд продолжает функционировать и в огромных количествах транспортировать опасный для экологии Приморья и здоровья людей уголь. И «семейный» подряд юристов Савон-Лошаковых, очевидно, сделает все, чтобы в очередной раз оставить предприятия «Портового холдинга» вне досягаемости Фемиды.

Источник — ИА «Сопки»