Posted 16 июля 2020,, 06:58

Published 16 июля 2020,, 06:58

Modified 30 марта, 13:48

Updated 30 марта, 13:48

СМИ: В России более 30% мигрантов остались без работы, но не могут вернуться домой

16 июля 2020, 06:58

Из-за кризиса в России более 30% мигрантов остались без работы, а ограничительные меры, введенные на период пандемии, не позволяют им вернуться домой.

Как пишут «Ведомости», у половины из них нет денег на самое необходимое, не говоря уж об оплате жилья или содержания семьи здесь или на родине.

Как отмечает издание, местами вспыхивают протестные настроения среди мигрантов, однако, по данным МВД, всплеска преступности среди мигрантов нет. По данным ведомства, в апреле 2020 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами, снизилось на 11% вслед за общим спадом преступности. Доля их тоже уменьшилась — до 3,3%. Тем не менее, считают эксперты, многие мигранты могут уйти в тень, как это было после кризисов в 2008 и 2015 году, когда численность легально занятых в России трудовых мигрантов сократилась на треть и вполовину соответственно.

В России сейчас проживают около 12,9 млн иностранных мигрантов: 6,6 млн приехали в страну учиться и работать (не считая около 4,2 млн из числа тех, кто живет в России долго и относится к категории так называемых «оседлых» мигрантов). По оценке экспертов, еще 2,1 млн человек пребывают в стране нелегально. Это около 9% населения страны. 8,7 млн из них — трудовые мигранты, большинство из которых трудятся на «серый» заработок.

По данным «Ведомостей», Россия особенно привлекает выходцев из Средней Азии. Например, в России на заработках находится пятая часть рабочей силы Киргизии.

Чаще всего гастарбайтеры и оседлые мигранты заняты в строительстве (23%), розничной торговле и ремонте автотранспорта (21%), подсчитали «Ведомости» на основании данных опроса и Росстата. Во многих отраслях большинство трудовых мигрантов — узбеки, таджики и украинцы, но есть особенности. Азербайджанцы и грузины предпочитают работать в торговле (две трети), а белорусы чаще идут на стройки (около трети). Казахи и украинцы чаще многих оказываются в производстве, образовании, здравоохранении — там, где знание русского языка особенно важно. Хорошо говорят по-русски практически все (98%) приезжие с Украины и из Белоруссии, тогда как из жителей Средней Азии — только половина. Две трети мигрантов не видят необходимости учить язык, хотя примерно столько же разговаривают по-русски на работе, сказано в опросе ЦЭПРИ и ВШЭ.

Как пишет издание, гастарбайтеров часто обманывают с зарплатой — мигранты плохо владеют языком и не знают, куда обращаться в случае возникновения проблем. Письменный договор с работодателем заключают только 54% мигрантов. Среди отраслей меньше всего рисков в такси, доставке или общепите, где оплату можно получать ежедневно. Также лучше дела обстоят в промышленности.

Проблемы с трудоустройством накануне пандемии испытывали около 870 тыс. трудовых мигрантов (10%), а после введения режима повышенной готовности число безработных существенно выросло. Сейчас, по некоторым оценкам, таких среди мигрантов около 30-50%.

Государству нет дела не только до заботы о мигрантах, но и до остального населения, и в этом главная проблема, считает основатель Superjob Алексей Захаров. По его словам, пишут «Ведомости», иностранных рабочих специально завозят, поскольку их легче и дешевле эксплуатировать: «Возможность найма мигрантов, в том числе нелегально, поощряется государственной политикой. Им в 2 раза недоплачивают, а наше население из депрессивных регионов, которое могли бы привлечь работать, закрепляется в своей отсталости и от безысходности спивается».