Posted 19 августа 2020,, 11:12

Published 19 августа 2020,, 11:12

Modified 30 марта, 13:34

Updated 30 марта, 13:34

СМИ: Создание «единого окна» для обращений в госорганы может ограничить права граждан на жалобы

19 августа 2020, 11:12

Предложенные Минкомсвязью изменения в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан России» могут привести к тому, что у людей возникнут трудности при взаимодействии с госструктурами. Как пишет РБК, такие опасения высказали эксперты, комментируя предложенные Минкомсвязью изменения в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан России».

Напомним, по плану Минкомсвязи, предполагается создание «единого окна» для электронных обращений граждан на портале госуслуг. Также граждане смогут подавать обращения на бумажном носителе в МФЦ при предъявлении документов или по почте зарегистрированным отправлением.

Однако, как отмечают эксперты, по факту законопроект ограничивает отправку обращений на бумаге. Человека вынуждают использовать конкретный вид почтового отправления и нести дополнительные денежные расходы, указала в своем отзыве общественный активист Анастасия Кандина. По ее мнению, требование о необходимости регистрации в ЕСИА или предъявлении документов в МФЦ — избыточно для получения помощи в реализации или защите своих прав.

Кандина также указала на то, что в проекте не дано определение базы знаний, которую предстоит сформировать, и предлагается использовать искусственный интеллект для обработки типовых запросов. По ее словам, непонятно, кто и в отношении кого формирует базу знаний. «Или это база знаний в отношении событий частной, семейной жизни идентифицированных заявителей? — пояснила суть претензии Кандина. — Искусственный интеллект будет решать, следует ли реализовать права граждан или нет?»

Кандина также отметила противоречие законопроекта: в нем говорится, что он не потребует дополнительных расходов из бюджета, а в справке сказано, что при его реализации потребуется доработка функционала портала госуслуг.

Советник отдела взаимодействия с органами госвласти госкорпорации «Росатом» Алина Меженцева полагает, что предлагаемые ограничения на способы направления обращений гражданами, невозможность использовать, например, электронную почту и т. п., на практике могут привести к затруднениям при взаимодействии граждан с государственными органами.

Зампредседателя общественного совета при администрации города Апатиты Игорь Селин, в свою очередь, предложил оставить возможность подавать обращения через формы, установленные органами власти и учреждениями на своих сайтах, «так как не все граждане имеют учетные записи на ЕПГУ». По его мнению, в противном случае для такой категории лиц останется возможность только письменного обращения, «что не будет способствовать ускорению рассмотрения обращений и доступности органов власти для граждан».

В Минкомсвязи заверили, что законопроект находится в стадии доработки с учетом полученных замечаний.