Posted 12 октября 2020,, 09:25

Published 12 октября 2020,, 09:25

Дальневосточные ученые назвали предварительную версию ЧП на Камчатке

12 октября 2020, 09:25

Ученые Дальневосточного федерального университета исключают техногенную природу массовой гибели морских животных в Авачинском заливе на Камчатке. По предварительной версии экспертов ДВФУ, причиной случившегося может быть цветение микроводорослей, однако специалисты пока не могут назвать конкретный вид этих растений. При этом толчком к цветению мог быть и антропогенный фактор.

Как рассказал в Facebook проректор ДВФУ Дмитрий Земцов, стали известны первые результаты работы ученых на месте ЧП. По информации заведующего лабораторией экологии и эволюционной биологии водных организмов школы естественных наук ДВФУ Кирилла Винникова, которую приводит Дмитрий Земцов, версия утечки с полигонов «Радыгино» и «Козельский» опровергается тем, что в реке Налычева и ее притоках обнаружены биоиндикаторные организмы: животные, которые не смогли бы выжить, если бы по этим рекам происходил выброс химикатов в Авачинский залив. Также не подтверждается версия с ракетным топливом: в воде не обнаружены его компоненты, в том числе гептил. Кроме того, содержание ионов аммония и нитратов в пределах нормы.

Версии с сейсмическими или вулканическими причинами происходящего также не получили подтверждения: их отклонили вулканологи. Информация о сбросе с судна, как отмечают дальневосточные эксперты, заслуживает внимания компетентных органов, но он не смог бы привести к столь масштабным последствиям.

«Наиболее убедительной представляется версия с микроводорослями, согласно которой причиной гибели бентосных животных и обеднения морского дна стало так называемое „вредоносное цветение водорослей“ — „красный прилив“. При интенсивном цветении водорослей уменьшается содержание кислорода в воде, а сами они вырабатывают токсины, которые становятся причиной описанных явлений», — пишет Земцов.

Он пояснил, что в пользу этой гипотезы говорит желтая пена, характерная для цветения микроводорослей, а в минувшие выходные в собранных нашей командой пробах воды и этой пены лаборатория ТИБОХ обнаружила токсин, вырабатываемый во время цветения определенных микроводорослей. В то же время, как заметил проректор ДВФУ, открытым остается вопрос о том, какие именно виды водорослей и какие именно виды токсинов привели к гибели морских животных. Ученые не исключают, что причинами «вредоносного цветения» могли быть техногенные факторы.

Научный доклад Кирилла Винникова будет озвучен на ученом совете ДВФУ, который состоится в двадцатых числах октября.