Posted 15 октября 2020,, 10:50

Published 15 октября 2020,, 10:50

Modified 30 марта, 13:11

Updated 30 марта, 13:11

СМИ: В России за три года более 90 человек погибли из-за аварий лифтов

15 октября 2020, 10:50

Более 90 человек погибли в России за последние три года из-за аварий лифтов. Как пишет «Независимая газета», эти трагедии происходят на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов вокруг поставок и установок лифтов.

Сегодня в лифтовой отрасли существует более тысячи мелких монтажных и эксплуатирующих организаций, занимающихся перепродажами оборудования и услуг от производителей, при этом их деятельность добавляет до 200% к стоимости поставок лифтов, а качество их работы должным образом не контролируется. Издание отмечает, что отрасль нуждается в серьезном обновлении и налаживании прозрачных схем — от производства оборудования до монтажа и контроля за эксплуатацией.

В феврале 2019 года по итогам совещания по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» были приняты правительственные поручения по консолидации производственных мощностей в лифтовой отрасли и ужесточению требований к монтажу и сервису.

К началу 2019 года ежегодные потребности в новых лифтах в России составляли около 40 тыс., из них 30 тыс. — на установку в новостройках и около 10 тыс. — на замену устаревшего оборудования. Но очевидно, отмечает газета, что дефицит лифтовой продукции гораздо выше.

Около 160 тыс. подъемников (более четверти всего лифтового парка) потенциально требуют замены, к 2024 году их число достигнет 200 тыс., к 2030 году — 250 тыс. Издание пишет, что для решения этих задач необходимо увеличить производство лифтов в России на 40 тыс. в год, иначе большая часть рынка отойдет иностранным конкурентам, чья доля на данный момент уже составляет 30%.

Запрос на модернизацию отрасли и качественное обслуживание техники поступил от конечных потребителей — жителей многоэтажек, обеспокоенных своей безопасностью в своих же домах. Ситуация усугублялась все более частыми сообщениями об авариях и остановках лифтов, иногда с трагическими последствиями.

Монтажный бизнес — самая доходная и одновременно непрозрачная часть лифтовой отрасли. Всего в стране на 5-6 крупных производителей действуют более 1 тыс. монтажных организаций. Большинство из них не сертифицированы заводами-изготовителями, поэтому качество их работы практически невозможно контролировать, отмечает издание.

Стоимость изготовления одного стандартного подъемника для 9-этажки — около 1 млн руб., его монтажа — до 700 тыс. руб. При этом на торгах по замене лифтов для капремонта, которые проводят управляющие компании или обслуживающие организации, стоимость одного лифта может вырастать до 2,5 млн руб., а то и 5 млн руб. Накрутку формируют монтажные организации, выступающие посредниками между изготовителями и покупателями. Разброс средней стоимости замены лифта между регионами — до 4 раз, при этом различия не объясняются ни масштабом, ни стоимостью логистики.

Например, в Европе изготовление, монтаж и обслуживание лифта — части одного большого процесса и регулируются как со стороны изготовителей, так и со стороны государства, пишет газета: Otis, ThyssenKrupp, Schindler делают монтаж либо собственными силами, либо регулярно переаттестовывают подрядчиков, осуществляя постоянный и полный контроль по технической части и мониторингу безопасности труда.

В России же качество монтажной работы не отслеживается изготовителями, что приводит к дефектам при установке лифтов монтажными организациями. За последние три года было зафиксировано несколько сотен происшествий с лифтами, в том числе и с трагическими последствиями. При этом более половины ЧП произошло с техникой, которая еще не выработала назначенный срок службы. Каждая из аварий прямо или косвенно стала следствием либо некачественного монтажа, либо нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими организациями обязательных требований регламентов.

В России государство только начинает включаться в процессы регулирования отрасли монтажа лифтов, встречая сопротивление старых игроков рынка — как некоторых производителей, так и монтажников. По сути, критики предлагают оставить отрасль в прежнем состоянии, перечеркнув инициируемые государством решения. Сторонники реформы лифтовой отрасли полагают, что государство должно навести в ней порядок, запустить ее в полной мере и обеспечить потребности населения.