Posted 19 октября 2020,, 14:05

Published 19 октября 2020,, 14:05

Modified 1 февраля, 02:48

Updated 1 февраля, 02:48

«Сценарий объединения — не единственный»

19 октября 2020, 14:05
Консолидация оппозиции только ради того, чтобы собрались вместе все, кто выступает против Путина, никому не нужна, полагает политик Роман Юнеман.

В сентябре в России завершилась масштабная региональная электоральная кампания. Несмотря на то, что многим оппозиционным кандидатам удалось получить мандаты в городских и муниципальных советах по всей России, существенные разногласия между разными оппозиционными силами вновь имели место. До федеральной парламентской кампании остается примерно год, и нет никаких гарантий, что на этот раз оппозиционным силам удастся объединить свои усилия, нет.

Своими мыслями о возможном объединении российской оппозиции в эфире программы «О!Пять Росбалт» поделился политик Роман Юнеман.

— Так способна ли оппозиция в России объединиться или нет?

— Часто эта тема мусолится, и мне кажется, что мы рассматриваем ее под неправильным углом. Что такое объединение оппозиции в нашем понимании? Это ситуация, когда все, кто против Путина, говорят: «Друзья, а давайте мы сейчас не будем ссориться, соберемся в одну большую мегаоппозицию, возьмем, ухнем, и сразу все получится». И тут есть несколько важных моментов.

Первое. На самом деле, объединение может происходить по-разному. Стратегическое объединение происходит давно. Да, есть случаи, когда оно нарушается — в каком-то округе кто-то кого-то не поддержал. Но это все тактика. Стратегически есть понимание, что все, кто в оппозиции, так или иначе, приближают светлое оппозиционное будущее. Есть общее согласие насчет методов, повестки.

Второй момент — объединение оппозиции ради объединения не нужно. Оно не является благом само по себе. Благом является некая режимная трансформация. А наступит она из-за того, что вся оппозиция объединится и совершит эту трансформацию, или один оппозиционер консолидирует вокруг себя остальных — не так важно. И сценарий объединения тут не единственный.

Третий момент — объединение, каким оно представляется, возможно только в моменте, но не на длительном промежутке. К примеру, «умное голосование» (проект Алексея Навального, — «Росбалт») не поддержало кандидатов Максима Каца на прошедших региональных выборах, оно не поддержало меня год назад на выборах в Мосгордуму. Такие ситуации будут всегда. Вопрос лишь в том, как их свести к минимуму. Это можно сделать за счет такой скучной вещи, как рассказ о своих принципах и следование им. Если то же «умное голосование» более последовательно и открыто представило бы методологию выбора кандидатов, и ее потом придерживалось, то вопросов к нему было бы меньше.

Все смотрят на Беларусь. Там объединились, а у нас почему не могут? Объединение оппозиции, как я уже сказал, возможно только в моменте. И этот момент может настать, когда выгода от объединения перевесит издержки. Грубо говоря, каждый политик в оппозиции работает не только на абстрактное общее благо, но и на увеличение собственного влияния.

Если позволите, у нас есть конкретный пример. В следующем году будут выборы в Государственную думу. Для начала, вы планируете в них участвовать?

— Я думаю об этом, прорабатываю этот вариант, но официально его не анонсировал.

Тем не менее, возможно ли объединение оппозиции на почве парламентских выборов? Это ровно то, о чем вы говорили. Любой политик мечтает попасть в Государственную думу и продвигать там свои взгляды.

— Когда выгоды в моменте превышают издержки, тогда люди готовы пожертвовать сиюминутным благом. Одно дело, скажем, если завтра у нас нет Путина, нужно покрыть все округа в стране. А другое — если мы понимаем, что неизвестно, последние ли это выборы в Госдуму, и последний ли это «бой» с действующей властью.

Например, у нас есть в Москве округ, где выдвинулись сразу три сильных оппозиционных кандидата: Иван Жданов от Навального, Анастасия Брюханова от Каца и Юлия Галямина. Казалось бы, можно договориться. Но, скорее всего, они этого не сделают. Потому что, с точки зрения планирования на год, издержек от этого больше, чем выгод. От того, что Жданов снимется и снизит свои шансы на прохождение в другом округе, вряд ли пострадает режим Путина. Просто нет смысла сейчас жертвовать даже этим, потому что глобально это не даст никакого результата.

Кроме того, в эфире программы «О!Пять Росбалт» Роман Юнеман высказался о новых санкциях против части российских элит, национальной забастовке в Беларуси и ведении электоральной кампании в период пандемии. Полную версию программы смотрите на канале «Росбалт News».

Беседовали Алексей Волошинов и Станислав Корягин