Главные новости
В России - все новости
18 ноября 2020, 18:46
8005

СМИ: Люди из окружения Путина за пять лет получили от системы «Платон» более 50 млрд рублей

© Фото Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти

На этой неделе исполнилось пять лет с момента запуска в РФ системы «Платон». Несмотря на массовые акции протеста против введения данной системы, с 15 ноября 2015 года водителей грузовиков массой свыше 12 тонн обязали платить за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. В результате, как пишет агентство Znak.com, «дорожный налог» негативно сказался на доходах водителей большегрузов, многие из которых оказались в бедственном положении. Более того, «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных компаний, а также к повышению стоимости перевозок и как следствие — товаров.

Агентство уточняет, что за пять лет с дальнобойщиков через «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов. Согласно отчетам системы, на эти средства было отремонтировано и построено 3,3 тыс. километров дорог и 133 моста. До 2022 года Росавтодор планирует направить поступления от «Платона» на ремонт и реконструкцию еще 100 мостовых сооружений и 600 км федеральных трасс.

По информации СМИ, больше всего средств получают Центральный и Приволжский федеральные округа (60% всех поступлений), а, например, Дальневосточный ФО получает только 2%. Такой перекос объясняется тем, что в определенных регионах дороги больше нуждаются в ремонте. Деньги, собранные через «Платон», сначала направляются в федеральный дорожный фонд и далее распределяются на дорожную инфраструктуру в регионах в счет возмещения вреда, который фуры наносят дорогам. Часть доходов забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы».

Znak.com напоминает, что этой структурой владеют бизнесмен Игорь Ротенберг, сын близкого Владимиру Путину предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест». Соучредителем этой компании выступает госкорпорация «Ростех» (ей руководит Сергей Чемезов).

«По концессионному соглашению за свои услуги оператор системы ежегодно получает 10,6 млрд рублей. Таким образом, за пять лет от системы „Платон“ люди из окружения Путина получили более 50 млрд рублей — это более трети всей выручки», — пишет агентство.

Координатор Объединения перевозчиков России по Екатеринбургу и Свердловской области Максим Фокин добавил, что дальнобойщики по-прежнему считают систему «Платон» антиконституционной. Дело в том, что Основной закон позволяет им без каких-либо сборов переправлять грузы внутри страны, но Конституционный суд РФ в итоге посчитал иначе. Таким образом, многим водителям приходится приспосабливаться под новые реалии, которые в условиях постоянного сокращения реальных доходов населения выглядят драконовскими.

По словам Фокина, «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных фирм. Чувствуют себя сейчас хорошо лишь те компании и предприниматели, которые выигрывают тендеры или имеют отношение к структурам, близким к бизнесменам из окружения руководства страны.

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин также отметил, что у перевозчиков накопилось огромное количество претензий к «Платону». Так, например, некоторые указывают на некорректность работы системы при выставлении счетов по маршрутным картам, грузоперевозчики не понимают, на каких основаниях порой им выписываются штрафы. Однако ответы на эти вопросы они не могут получить месяцами от оператора «Платона» и Ространснадзора.

«Нам обещали прозрачную и понятную систему „Платон“, но мы этого не видим, она до сих пор неэффективна. Недоработок — огромное количество», — заявил Матягин.

Но и это еще не все. Так, в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики заявили, что за последние годы топливо для корпоративных клиентов нефтяных компаний подорожало на 30%. В результате выросла цена транспортных услуг, что отражается на стоимости перевозимых товаров, в том числе продуктов. Ситуация усугубляется увеличением НДС и отменой в 2019 году налоговой льготы, которая освобождала от уплаты транспортного налога плательщиков системы «Платон». То есть сейчас владельцам большегрузов нужно платить не только за проезд по федеральным трассам, но и на общих основаниях транспортный налог, который зачисляется в бюджеты регионов.

В настоящее время в системе «Платон» зарегистрировано почти 1,4 млн транспортных средств, свыше 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков. Больше всего грузовиков и логистических компаний из Москвы, Московской области, Краснодарского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Татарстана.