Главные новости
В России - все новости
18 февраля 2021, 08:45
973

Российские вузы не дотянулись до мировых рейтингов

© pixabay.com

Ни один российский университет из числа участников программы по повышению конкурентоспособности вузов «5–100» не вошел в первую сотню институциональных рейтингов ведущих мировых университетов (британских QS, THE, китайского ARWU). Таковы выводы Счетной палаты, проводившей анализ эффективности господдержки отечественных университетов в рамках проекта.

Как пишет РБК, согласно «майским указам» президента РФ Владимира Путина еще от 2012 года, в 2020 году пять отечественных вузов должны были войти в топ-100 мировых рейтингов. Но попал туда лишь МГУ, который и не был участником проекта «5-100». Он занял 89-е место в рейтинге QS, 93-е место в рейтинге ARWU; в рейтинге THE он 189-й.

При этом за семь лет реализации проекта «5–100» на него было выделено из бюджета 80 млрд рублей.

Напомним, в проекте по повышению конкурентоспособности российских вузов принял участие 21 вуз, включая НИУ ВШЭ, ИТМО, МИСиС, Университет Лобачевского, Томский государственный университет и другие. За реализацию проекта отвечало Министерство науки и высшего образования. Также организатором проекта выступал Международный совет по повышению конкурентоспособности, в который входили вице-премьер Татьяна Голикова, заместитель министра финансов, а в последующем глава Минобразования Михаил Котюков, глава Сбербанка Герман Греф и другие.

Вузы должны были повышать привлекательность своих программ магистратуры, аспирантуры, чтобы увеличивать приток бакалавров, специалистов или магистров из других вузов. В заключительные три года существования проекта 14 вузов ежегодно выполняли или перевыполняли этот показатель.

Другой показатель — увеличение количества зарубежных профессоров, преподавателей, исследователей. Аудиторы считают, что в этой области вузы продемонстрировали низкий уровень достижений.

Несмотря на то что ни один из вузов проекта «5–100» не вошел в первую сотню международных институциональных рейтингов, в период с 2016 по 2020 год большинство участников показывали положительную динамику хотя бы в одном из них. В числе вузов-лидеров, которые улучшили свои позиции в двух или сразу трех рейтингах, — МИСиС, МФТИ, ВШЭ, СПбПУ. Антилидеры, по версии Счетной палаты, то есть вузы, которые либо не вошли ни в международный институциональный рейтинг, либо вошли в него с места выше 1 тыс. — Балтийский федеральный университет, Сеченовский университет и Тюменский государственный университет.

В Минобрнауки поспорили с выводами аудиторов и там обратили внимание на то, что в президентском указе говорится о вхождении российских вузов в первую сотню мировых университетов согласно рейтингам. С позиции Минобрнауки, в 2020 году этот план был даже перевыполнен. По версии министерства, в постановлении правительства, которое было принято в исполнение указа президента, учитываются в том числе предметные рейтинги.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что проект выполнил свою задачу. Ему на смену придет программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», рассчитанная на девять лет, в течение которых вузы будут получать субсидии на программы развития. На сегодняшний день общая сумма финансирования программы неизвестна. По словам замминистра науки и высшего образования Андрея Омельчука, в ней должны принять участие около 100 вузов.

Как заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, чтобы российские вузы начали входить в международные институциональные рейтинги, им нужно переориентироваться на новые программы обучения. По его словам, «важно учить не только твердым фактам, но и навыкам и компетенциям, которые позволят быстрее осваивать новые сферы». Он считает, что российские студенты будут востребованы на рынках труда, если в них воспитывать креативное мышление, гибкие навыки, учить генерировать идеи, продукты и новые смыслы.

Кудрин отметил, что участники проекта за восемь лет почти в 4,5 раза повысили количество научных публикаций в журналах Q1. Также, по его словам, в целом присутствие российских вузов в институциональных рейтингах с 2012 года выросло с 15 до 51, в предметных — с 18 в 2016 году до 66 в 2020-м.

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости