Posted 16 марта 2021,, 19:17
Published 16 марта 2021,, 19:17
Modified 30 марта, 12:07
Updated 30 марта, 12:07
Власти Камчатки и Магадана попросили федеральных чиновников выделить из бюджета страны средства для компенсации бизнесу затрат на доставку воздушным путем в эти регионы продовольствия, алкоголя и табака. Как пишет издание «Коммерсант», это должно снизить цены на данную продукцию.
«Сами регионы компенсировать часть затрат поставщикам и продавцам не могут из-за недостаточности средств в бюджетах, поэтому главы двух субъектов РФ попросили на эти цели предоставить межбюджетные трансферты», — указано в статье.
По словам директора Плодоовощного союза Михаила Глушкова, сегодня субсидируется перевозка продуктов на Дальний Восток железнодорожным транспортом. «Но этой мерой никто не пользуется, так как доставка занимает до 21 дня и продукция портится», — пояснил он.
Тем временем в Минпромторге подтвердили «Коммерсанту» получение обращения, но оно касалось лишь субсидирования транспортных затрат по поставке сахара и подсолнечного масла. В ведомстве добавили также, что уже сейчас в ряде регионов оказывается поддержка по доставке продуктов, но предоставлять субсидии для ввоза табака и алкоголя мешает Бюджетный кодекс, запрещающий поддерживать перевозку подакцизных товаров. В Минпромторге заверили, что направили предложение о компенсации затрат в Минэкономики и Минфин.
Комментируя это сообщение, профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ, доктор географических наук Алексей Скопин указал, что «у государства не так много вариантов»: «либо обеспечивать приграничные регионы за счет внешних экономических связей, либо центру жестко контролировать все экономические связи внутри России».
«Есть приграничные регионы, которым гораздо выгоднее торговать с сопредельными странами, — приводит его слова издание „Региональные комментарии“. — Однако установленные высокие пошлины (как с Китаем) с курсом на импортозамещение делают такую торговлю невыгодной. В случае с дальневосточными регионами такое замещение экономически невыгодно — там нет полных технологических циклов, они все завязаны на дальние расстояния, на контакты с европейской частью России. По сути, губернаторы говорят: „Или вы нам разрешаете торговать с Восточной Азией и мы удовлетворяем свои потребности за счет этих стран, или компенсируйте нам расходы — и мы будем завозить все из центра“».
По словам Скопина, государство опасается ухода регионов.
«Например, в Хабаровске через реку Амур китайская территория блещет огнями и всякими экономическими благами, а российская находится в темноте, не освоена или освоена недостаточно. Люди, глядя туда, хотят лучшей жизни, что вполне объяснимо и закономерно. Они видят, что до этой жизни рукой подать — просто переплыть Амур. Вот это как раз дальневосточников достает больше всего. А центр упорно сдерживает такое развитие, исходя уже из геополитических и военно-политических соображений», — пояснил профессор.
Он добавил, что из двух вариантов — качество жизни людей или большая геополитика — власть выбирает пока второе, «но компенсировать не спешит».
«Грубо говоря, экономически европейская часть России не может содержать Дальний Восток, он не приносит государству столько дохода. Но геополитически эта территория очень важна для страны, потому что это выход в Тихий океан. Государство не горит желанием давать территории экономическую свободу, потому что в этом случае регионы Дальнего Востока начнут мигрировать в сторону Восточной Азии, которая сейчас на этапе бурного роста. По сути, для России это возможность заметно прыгнуть вперед экономически, но геополитически мы этого сильно опасаемся», — резюмировал Скопин.