Posted 24 апреля 2021,, 00:22

Published 24 апреля 2021,, 00:22

Modified 30 марта, 11:50

Updated 30 марта, 11:50

Психологи объяснили, чем гаджеты опасны для детей и подростков

24 апреля 2021, 00:22

Раннее знакомство с гаджетами мешает маленьким детям изучать окружающий мир. В итоге увлечение гаджетами тормозит психическое развитие ребенка. У детей постарше увлечение гаджетам вызывает социальную дезадаптацию, а характер подачи информации в соцсетях вызывает сложности с концентрацией. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время «один на один» со своим электронным «другом».

Об этом рассказала детский и семейный психолог Екатерина Кес в комментарии Роскачеству. Она также отметила, что после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Еще один семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт Ирина Попова добавила, что гаджеты негативно влияют не только на развитие высших психических функций, но и на физиологическое развитие, к примеру, на зрение.

«Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки с плоского экрана раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения», — уточнила она.

Еще одна проблема — это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух — все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается — есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение — это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Попова также порекомендовала родителям обратить внимание, если ребенок находит успокоение в гаджетах. По ее словам, это формирует зависимость. По ее словам, взаимодействие с гаджетом — это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации.

Руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества посоветовал родителям настраивать возрастные ограничения на гаджетах, не давать детям использовать смартфон во время перерывов от учебы, научить детей пользоваться режимом чтения и не «зависать» с гаджетами перед сном.