Posted 26 июля 2021,, 10:01

Published 26 июля 2021,, 10:01

Modified 1 февраля, 06:19

Updated 1 февраля, 06:19

В Кремле заявили о «твердой политической воле» на развитие отношений с Японией

26 июля 2021, 10:01
Точку в территориальном споре между странами может поставить мирный договор.

Премьер-министр России посещает те российские регионы, которые считает необходимым. Так пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал протест Японии из-за посещения премьером Михаилом Мишустиным Итурупа.

Как сообщает РИА «Новости», Песков отметил, что глава правительства РФ ездит в те российские регионы, которые считает необходимым и над развитием которых, в том числе и в сотрудничестве с партнерами, предстоит много работать. На вопрос об условиях заключения мирного договора с Японией Песков ответил, что «предпочел бы так однозначно не формулировать», потому что «это очень сложная субстанция». На вопрос, как донести до Японии позицию России по Курилам, Песков ответил, что точка зрения Москвы неоднократно доводилась до японских коллег на разнообразных переговорах, и «эта работа будет продолжаться».

Песков при этом признал, что точку в территориальном споре России и Японии может поставить мирный договор. И российские власти, включая президента, прикладывают «значительные усилия для того, чтобы выйти на этот мирный договор». Со стороны России есть твердая политическая воля на развитие отношений с Японией, заключил Песков, тем более что Россия высоко оценивает экономическое и инвестиционное взаимодействие с Токио.

Напомним, ранее постоянный заместитель министра иностранных дел Японии Такэо Мори в связи с визитом Мишустина на «северные территории», как в Японии называют Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, вызвал посла России Михаила Галузина в МИД и заявил протест в связи. В понедельник Мишустин начал рабочую поездку в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа и прибыл на Итуруп.

Отношения России и Японии долгие годы омрачает отсутствие мирного договора. В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. СССР рассчитывал, что Совместная декларация поставит точку в споре, Япония же считала документ лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова.

Последующие переговоры ни к чему не привели, мирный договор по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Серьезное противодействие возникло со стороны США, которые пригрозили, что если Япония согласится на передачу ей только двух из четырех островов, это скажется на процессе возвращения Окинавы под японский суверенитет (Соглашение о возвращении Окинавы Японии вступило в силу в 1972 году). Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.