Posted 30 августа 2021,, 09:25

Published 30 августа 2021,, 09:25

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Часть блоков управления модуля «Наука» была изготовлена еще во времена СССР

30 августа 2021, 09:25

«Самые старые блоки системы управления „Наукой“ были изготовлены в Советском Союзе в 1986–1990 годах», — так руководитель полета российского сегмента Международной космической станции (МКС), генеральный конструктор РКК «Энергия», космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Соловьев прокомментировал сбои в системе управления модулем.

Как сообщает РИА «Новости», Соловьев пояснил, что из-за «древности» ряда блоков «Науки» с ней и возникли определенные проблемы на МКС. По его словам, ситуацию усложнял еще и тот факт, что в модуле стояла старая система управления, которая «работала с трудом в первые сутки». «Я был действующим космонавтом, когда использовали такие машины», — признал Соловьев.

Напомним, модуль «Наука» был добавлен в состав МКС в июле. «Науку» начали строить в 1995 году как наземный дублер первого модуля МКС «Заря». В 2004 году было принято решение сэкономить на создании нового отсека для российского сегмента станции и переоборудовать «дублера» в полноценный летный модуль. Его запуск первоначально планировался в 2007 году, но по финансовым и техническим причинам был отложен суммарно на 14 лет и запущен только летом этого года.

По словам Соловьева, перечень возникших на «Науке» нештатных ситуаций оказался обширным, комиссия РКК «Энергия» закончила свое расследование, материалы переданы в «Роскосмос». «Если говорить без конкретики, то у нас возникли проблемы двух типов: с топливной системой и датчиками. Третья проблема, связанная с программным обеспечением, возникла уже после стыковки. Несмотря на проблемы с клапанами топливной системы, из-за чего топливо в баках перераспределилось не очень удачно, и нам стало не совсем удобно с ним работать, удалось сохранить возможность проведения маневров. По замечаниям к датчиками инфракрасной вертикали мы еще проведем разбирательство с производителями, но резервирование и дублирование за счет звездных датчиков позволили сохранить режимы ориентации модуля», — сказал Соловьев. Все возникавшие нештатные ситуации он назвал неожиданными и достаточно серьезными. И добавил, что в течение восьми суток, пока «разбирались» с модулем, он лично и весь персонал Центра управления полетом ночевали на работе. Часть проблем с «Наукой» он назвал «совершенно непонятными, из области фантастики».