Posted 2 сентября 2021,, 12:50

Published 2 сентября 2021,, 12:50

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

«Мятежный» экс-глава СО РАН заявил о предвзятости следствия по его уголовному делу

2 сентября 2021, 12:50

Бывший глава Сибирского отделения РАН Александр Асеев заявил о полной невиновности по делу о мошенничестве. По его словам, следствие уклонилось от проверки возражений, которые ученый выдвинул после предъявления обвинения.

Возглавляя РАН, Асеев последовательно выступал против реформы Академии наук.

Советский районный суд Новосибирска накануне начал рассматривать уголовное дело Асеева, которого обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). По версии следствия, его семья незаконно приватизировала коттеджа в Академгородке. Ущерб оценили в 46 млн рублей. А в ноябре 2019 года было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий 77-летним бывшим управделами СО РАН Эдуардом Скубневским в связи с передачей этого коттеджа в собственность семьи академика Асеева. По версии следствия, в 2014 году Скубневский незаконно заключил с академиком Асеевым договор служебного найма жилья на безвозмездной основе, которое впоследствии было оформлено на дочь академика, проживающую за границей. В коттедже живут академик и его супруга. Сам Асеев заметил, что в 2014 году в Академгородке было приватизировано 60 коттеджей, но вопросы возникли только к одному из них — приватизированному на имя его дочери.

На суде в среду Александр Асеев заявил, что «считает предъявленное мне обвинение незаконным и необоснованным», передает Тайга.инфо.

«Жилищный спор, который должен был решаться в гражданском порядке, правоохранители Новосибирской области пытаются решить при помощи уголовного закона, — заявил Асеев. — Кто и для каких целей инициировал возбуждение настоящего уголовного дела в отношении меня, могу догадываться. <…> По уголовному делу в отношении меня создалась парадоксальная ситуация: те, кто охраняет права человека и гражданина, кто привлекает меня к уголовной ответственности за якобы совершенной мной преступление, сами нарушают закон».

Он рассказал, что обвинение было предъявлено 21 июля и его допросили в качестве обвиняемого, а он привел «многочисленные доводы, объединив их в 11 групп с нумерацией по порядку». Но в тот же день следователь объявил об окончании предварительного следствия с составлением обвинительного заключения. «Тем самым следователь уклонился от исполнения своих процессуальных обязанностей, в том числе от исполнения обязанности опровергать доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, <…> от исполнения обязанности проверять и оценивать доказательства по делу», — считает Асеев.

Прокуратура, по словам ученого, ответила ему отпиской. Академик заявил ходатайство о вынесении частного определения в адрес СК РФ по Новосибирской области и региональной прокуратуры.

Сам экс-глава СО РАН не считает сделку с коттеджем незаконной. Он пояснил, что решение о выделении коттеджа площадью 626 кв. метров принимал президиум Сибирского отделения по договору найма служебного помещения. При этом президиуму было известно, что у супругов Асеевых уже была квартира. «С семьей мы также договорились о том, что если дочь реализует право на приватизацию служебного коттеджа по адресу, я и жена в этом случае безвозмездно передадим свою четырехкомнатную квартиру по адресу на проспекте Коптюга <…> государству с закреплением ее за СО РАН. При этом мы одной семьей будем проживать в приватизированном дочерью коттедже, поскольку иного жилья у нас не будет», — рассказал Асеев.

Приватизацию служебных коттеджей президиум СО РАН разрешил в сентябре 2014 года. Иск о приватизации здания от дочери Асеева поступил в районный суд в феврале 2015-го. После установления права собственности на коттедж семья подарила свою квартиру площадью 136,7 кв. метров в элитном доме на Коптюга, 5 государству для закрепления за СО РАН.