Posted 13 сентября 2021,, 14:49

Published 13 сентября 2021,, 14:49

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

Экозащитница: Проблемы КТК глобальнее, чем те, что привели к разливу нефти под Новороссийском

13 сентября 2021, 14:49

Кубанская экозащитница Анна Карпачева поставила под сомнение информацию о том, что в Черном море полностью ликвидированы последствия крупного разлива нефти при погрузке греческого танкера с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

«Вряд ли можно было так быстро устранить последствия любого разлива нефти, тем более, в этом случае мы до сих пор не знаем реальных объемов нефти, попавшей в воду», — констатировала экоактивистка Анна Карпачева.

«Слыша о том, что все последствия нейтрализованы, стоит помнить о специфике морского дна и погодных условиях, — заметила экозащитница. — Любое количество нефти, разлитой с этого терминала КТК, если она оказалась в море — частично осядет на дно, а частично отнесется интенсивным течением в сторону Анапы и осядет на дно там. Дно в Черном море — глубокое, а в месте установки ВПУ глубина доходит до 100 м. Поэтому там не представляется возможным взять экспертизу каких-либо донных отложений и состояния флоры».

«Основная проблема у КТК глобальнее, чем причины этого конкретного происшествия», — уверена Анна Карпачева.

По официальной версии следствия, залповый разлив нефти в Черное море произошел 7 августа на морском терминале консорциума в Южной Озереевке при погрузке через выносное погрузочное устройство ВПУ-1 Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р) в 6 км от берега на греческий танкер Minerva Symphony.

Карпачева утверждает, что ВПУ больше предусмотрены для тех морей, где не очень глубоко. По ее словам, есть примеры, когда такие же процессы и в такой же местности реализуются с минимальным вредом для окружающей среды. «Мы, жители Южной Озереевки выступаем за то, чтобы применялись экологичные технологии при заправке нефтью. Мировая практика других стран предполагает наличие рекуперационных систем на танкерах. На современных она есть, а на танкерах более ранней постройки — нет. Устройства достаточно дорогие, но жизнь человеческая намного дороже. Мы очень просим запретить заправку танкеров без рекуперации газа, чтобы наша Озереевка была чистой, как и всегда», — сказала Анна Карпачева в видеообращении, которое публикует издание «Блокнот».

Как сообщалось, 7 августа, произошла авария под Новороссийском — при погрузке с выносного причального устройства, принадлежащего КТК, произошел выброс нефти с греческого танкера Minerva Symphony. В КТК оценивали площадь нефтяного пятна лишь в 200 кв. м, а объем — в 12 кубометров. Однако ученые Института океанологии установили, что нефтяной разлив был в 400 раз масштабнее заявленного компанией, поскольку площадь загрязнения на момент радиолокационной съемки 8 августа составила почти 80 кв. км. К вечеру того дня нефтяное пятно было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 км, констатировали ученые. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды). В ходе следствия, в частности, будет оценен ущерб заповеднику «Утриш». Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору оценить масштаб разлива нефтепродуктов под Новороссийском и проверить информацию ученых о занижении объемов бедствия.

По словам экозащитницы, жители часто жалуются на запах сероводорода. По ее мнению, это мешает получить КТК разрешения на строительство третей очереди ВПУ.

«Сейчас им нужно приостанавливать погрузку при южном ветре, хотя никто не может утверждать, делают ли они это сейчас, ведь приостановка крайне невыгодна, а плохие для погрузки погодные условия могут сохранятся и сутки подряд», — считает Анна Карпачева.