Posted 22 октября 2021,, 08:35

Published 22 октября 2021,, 08:35

Modified 1 февраля, 15:58

Updated 1 февраля, 15:58

«Голос» оказался в реестре иноагентов из-за 200 рублей от женщины с мужским именем и армянским паспортом

22 октября 2021, 08:35
Точный факт перевода не установлен.

Движение за честные выборы «Голос» оказалось в реестре незарегистрированных организаций-иноагентов из-за перевода на сумму 200 руб., который сделала гражданка (или гражданин) Армении, причем точный факт перевода этой суммы даже не установлен со стопроцентной вероятностью.

Как пишет Тайга.Инфо, суд рассмотрел иск «Голоса» (внесен в реестр иноагентов) к Минюсту по оспариванию включения в этот реестр. В суде министерство представило единственное доказательство получения «Голосом» «финансирования из-за рубежа», но без каких-либо подтверждающих документов.

Как пояснил у себя в Facebook сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц, в справке министерства говорилось: «В Минюст России 24 июня 2021 года из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о том, что в адрес Фонда содействия правового просвещения населения „Лига избирателей“ (внесен в реестр НКО-иноагентов) в апреле 2021 года были переведены денежные средства двумя операциями в размере около 200 рублей от движения в защиту прав избирателей „Голос“, которое, в свою очередь, в этот же период получило денежные средства от Манукян Норайр Львовны — гражданки Республики Армении».

В этом документе нет ни конкретной даты перевода денег, ни точных сумм, подчеркнул Мелконьянц. Более того: у самого «Голоса» нет никакого банковского счета. Доказательств того, как при этих обстоятельствах движение могло сначала получить деньги, а потом куда-то их переправить, Минюст не представил.

Личность Манукян Норайр Львовны тоже вызвала вопросы, например, такие: есть ли у нее гражданство Армении либо гражданство России? «И вообще почему Минюст считает ее женщиной, хотя Норайр — это исключительно мужское имя (в переводе с армянского „новый мужчина“)?» — говорят активисты «Голоса». Они рассказали, что подавали ходатайство о привлечении Манукян на суд в качестве свидетеля, чтобы можно было установить, что это реальный человек и прояснить все возникшие вопросы. Однако суд посчитал это ненужным. Также активисты пытались ознакомиться с информацией из Росфинмониторинга, на которую ссылается Минюст, но министерство заявило, что письмо Росфинмониторинга предназначено «только для служебного пользования» (ДСП), так что увидит этот документ только судья, а он говорит, что справка Минюста соответствует содержанию письма из Росфинмониторинга.

Мелконьянц считает: причиной того, что письмо не показывают истцам и не приобщают к материалам дела, может быть в том, что на основе этого «документа» нельзя делать никаких выводов. Он отметил, что на суде по другой НКО-иноагенту, оглашая содержание письма Росфинмониторинга, суд первой инстанции прочел следующее: «Обращаем ваше внимание, что данные сведения носят разведывательный характер, и для использования в суде необходимо получить подтверждение их достоверности в кредитной организации». «Естественно, и в нашем процессе никаких подтверждений достоверности невнятных „разведывательных сведений“ представлено не было», — подчеркнул активист.

И, несмотря на все это, Замоскворецкий районный суд Москвы отказался удовлетворить иск «Голоса» об исключении из реестра иноагентов. Теперь «Голос» будет подавать апелляцию в суд вышестоящей инстанции.

Ранее Мелконьянц называл решение российских властей по внесению «Голоса» в реестр иноагентов «поствыборной реакцией и местью». Он отметил, что на прошедших сентябрьских выборах движение «профессионально и масштабно» провело наблюдение. При этом после включения движения в реестр в список СМИ-иноагентов включили и некоторых региональных координаторов «Голоса», в том числе Екатерину Кильтау (Алтайский край), Алексея Петрова (Иркутская область) и Сергея Пискунова (Кемеровская область).