Posted 9 ноября 2021,, 17:22

Published 9 ноября 2021,, 17:22

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

В устройстве России нашли угрозу войны и революции

9 ноября 2021, 17:22
Депутаты Госдумы усомнились в том, что наша страна должна оставаться федерацией и проголосовали за сверхжесткую вертикаль власти.

Законопроект о «перезагрузке» региональной системы власти в Российской Федерации заручился во вторник при рассмотрении Госдумой в первом чтении поддержкой 317 депутатов, в основном от правящей партии. Против его принятия проголосовали 66 парламентариев из КПРФ и частично «Справедливой России», еще 12 предпочли воздержаться.

Авторами законопроекта выступили единороссы сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Они же были одними из главных разработчиков поправок в Конституцию, которые были одобрены на всероссийском голосовании в 2020 году. Именно в развитие ее положений и принимается новый закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ. При этом прежний закон, принятый еще в 1999 году, утратит свою силу.

Новый закон расписан на 166 листах. Больше всего на слуху сейчас — это, пожалуй, нормы о так называемом «обнулении» губернаторов. Вслед за действующим президентом России главы регионов также смогут занимать свои должности более двух сроков подряд (по пять лет каждый), то есть оставаться у власти на период свыше десяти лет.

«Ограничение по количеству сроков полномочий (для глав регионов) теперь исключается из федерального закона и это вопрос будет регулироваться на уровне субъектов РФ. Другими словами, на какой срок может оставаться губернатор, будут теперь решать сами регионы и избиратели», — пояснил на заседании Госдумы Павел Крашенинников.

В ответ выступившие против этой нормы депутаты прямо заявили, что она позволит «вечно» оставаться у руля как минимум четырем из действующих глав регионов — в Москве и Московской области, а также в Чечне и Татарстане. «Это противоречит демократическому принципу сменяемости власти», — обратил внимание коммунист Юрий Синельщиков. А депутаты от «Новых людей» заявили, что в регионах, напротив, есть «устойчивый запрос на обновление власти». «Двух сроков достаточно, чтобы губернатор мог реализовать любую программу, поэтому ко второму чтению мы будем вносить соответствующие поправки», — пообещал вице-спикер от «Новых людей» Владислав Даванков.

«Вам обновление надо, а я считаю, что нужно больше ответственности — больше спрашивать надо (с глав регионов)», — возразил несогласным спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он не считает проблемой затянувшееся пребывание у власти ее отдельных представителей. «В конце концов, все в руках наших граждан — если губернатор хорошо работает, то пусть работает дальше, люди его переизберут», — заметил спикер.

Проблема лишь в том, что решать судьбу губернаторов будут, судя по новому закону, не их формальные избиратели из числа местных жителей, а президент. Именно он в любой момент сможет отправить в отставку главу любого региона на основании утраты доверия. «В таком случае не потребуется даже никаких аргументов, здесь у президента будет свобода действий», — указали в этой связи в КПРФ.

К слову, и президент в стране теперь точно останется один — так будет называться только высшее должностное лицо Российской Федерации. В титульных республиках или других субъектах РФ именоваться таким образом не посмеет больше никто, включая главу Татарстана, хотя в этой республике до сих пор игнорировали уже ранее принятые на этот счет нормы закона. Именно запрет называться президентом и стал, как говорят, главной причиной отказа поддержать рассматриваемый законопроект законодателями из Татарстана, которые прислали на него в Госдуму отрицательный отзыв. Впрочем, их жест рассматривается экспертами исключительно в качестве символического, поскольку в реальности у республиканских властей недостаточно ресурсов для противостояния федеральному центру.

Неслучайно, что некоторые депутаты охарактеризовали новый закон именно как «укрепление и без того крепкой вертикали власти» в России. По их словам, на высшем уровне принято решение о фактическом отказе от принципов федеративного устройства и переходе к унитаризму. Володин же дал понять, что его такое развитие событий устраивает — после его выступления можно было сделать вывод, что регионам не нужны политические права и свободы, иначе все может закончиться развалом страны.

О том, что одной из таких угроз может оказаться национально-территориальный принцип устройства России (хотя, в отличие от времен СССР, ни один из субъектов РФ больше не имеет права выхода из состава РФ), открыто в Госдуме никто не сказал. Но лидер ЛДПР Владимир Жириновский, чья партия давно предлагала переименовать титульные республики в губернии, прямо призвал отказаться от федеративного устройства России. «Нам пора уже давно сказать, что федерация неприемлема для нашей страны, да ее в чистом виде нигде в мире и нет. Там, где федерация, там в будущем будет война и революция. Должен быть закон о возвращении России к унитарному государству», — сказал лидер ЛДПР.

Другие же депутаты, напротив, настаивали на расширении как политических, так и экономических полномочий регионов. Так, депутат Госдумы от «Новых людей» Сардана Авксентьева (которая с 2018 года и до января 2021 года была главой Якутска) возмутилась тем, что федеральные власти, по ее словам, относятся к региональным, словно к «малым детям, которые могут себе навредить». «У нас и без того суперцентрализованная страна. Моя претензия — существующее у нас историческое разнообразие (этим законом) хотят закатать под слой асфальта. А надо оставлять регионам власть и полномочия», — заявила депутат.

Однако на итог голосования все эти возражения не повлияли. Следующие шаги депутатов тоже уже понятны. После того, как Госдума завершит более жесткое встраивание регионов во властную вертикаль, она примется за местное самоуправление. Ведь согласно ранее принятым изменениям в Конституцию, оно теперь также входит в систему публичной власти.

Елена Земскова