Posted 27 июня 2022,, 16:51

Published 27 июня 2022,, 16:51

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Постболонской» системе нашли ориентиры

27 июня 2022, 16:51
Попытка России встроиться в западноевропейский образовательный процесс признана неудачной.

Выход России из Болонской образовательной системы обсудили в понедельник на больших парламентских слушаниях в Госдуме. В зале пленарных заседаний, способном вместить до 500 человек, собрались чиновники, депутаты и представители российской системы образования, включая как ректоров самых именитых вузов, так и студентов.

«Я видел Болонский процесс во всем его многообразии — с того момента, когда еще был аспирантом, до настоящего времени, то есть уже в должности министра», — так указал присутствующим на свою компетенцию в обсуждаемом вопросе министр образования и науки Валерий Фальков.

Впрочем, по ходу дискуссии выяснилось, что ни у министра, ни у других участников пока не сформировалось четкого и единого представления (не говоря уж о конкретных законодательных предложениях) по выходу нашей страны из Болонской системы. В связи с этим коммунист Олег Смолин заметил, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу «без большого ума». Теперь же важно не наделать новых ошибок и «выйти профессионально», посоветовал депутат. В итоге, комплекс мер по реформированию образования депутаты обещают представить осенью этого года.

Общим моментом на слушаниях стало признание того, что попытка России встроиться в западноевропейскую систему образования оказалась, скорее, неудачной. Кто-то из выступающих даже назвал Болонскую систему инструментом по «перекачке мозгов» на Запад. С полуколониальным характером участия России в этом процессе фактически согласился и Фальков. Говоря о будущей «постболонской» системе образования, он отметил, что «России важно не оказаться интеллектуальным донором для других стран». «Надо выйти из парадигмы копирования чужого опыта и стандартов и обеспечить технологический суверенитет», — заявил глава Минобрнауки.

Как и для чего будут скоро учить в России, стало понятно на приведенном министром примере подготовки будущих инженеров. «До сих пор у нас был минимальный запрос на инженера-творца, ориентировались на облегченные версии инженерного образования, на то, чтобы подготовить специалистов, которые могут осуществить отверточную сборку и этого достаточно. Теперь же нам нужно проектирование, нужны разработчики, конструкторы, интеграторы. В конце концов, нам нужен патриотичный инженер. Это, в свою очередь, потребует более продолжительного срока подготовки специалистов», — сказал Фальков.

Известно, что Болонская система предусматривает систему высшего образования по схеме «4+2», то есть четыре года обучения в бакалавриате и еще два в магистратуре. До ее введения Россия готовила в основном специалистов со стандартным сроком обучения в вузе в течение пяти лет. Теперь же, по словам Фалькова, пришло понимание, что системы бакалавриата недостаточно для квалифицированной подготовки выпускников. Обучение же в магистратуре в основном является платным и не всем студентам по карману, да и у самих университетов зачастую не хватает необходимых ресурсов.

Устроиться в России на работу с дипломом бакалавра оказалось нелегко. В правоохранительных органах наотрез отказываются принимать на работу «юристов-недоучек», шансы есть только у окончивших магистратуру, рассказали на слушаниях. В результате многие вузы по своей инициативе стали переходить на пятилетний срок, а в образовательной среде сильны настроения по всеобщему возврату к программе специалитета, существовавшему в России до присоединения к Болонскому процессу.

Отдельно раскритиковали на слушаниях и так называемый «межпрофильный трек», когда студенты заканчивают бакалавриат по одному направлению подготовки, а потом идут в магистратуру на другой, например, учатся на инженеров, будучи историками. Провернуть такой фокус, судя по всему, уже в скором времени станет невозможно.

В то же время участники слушаний дали понять, что не готовы к радикальным переменам в сфере образования. Мало кто из них говорил о необходимости отмены в школах ЕГЭ, а в самом Минобрнауки ранее заявили, что выход из Болонского процесса не означает возврата к советской системе образования, признаваемой одной из самых лучших в мире. Тем не менее, прозвучало немало общих слов о том, что в России сохранится приоритет очного формата обучения, при этом участники слушаний призвали сделать его «гибким и открытым».

Однако понятно, что в том или ином виде «национализация» российского образования обязательно произойдет — этого требует объявленный высшим руководством страны курс на импортозамещение и суверенизацию России в условиях «гибридной войны». «Нынешняя же система вообще не опирается на национальную систему образования, а просто копирует западную методологию. Она не несет в себе никакой идеи, никакой идеологии и никакого образа будущего. Просто взяли правила и применили их к такой огромной отдельной цивилизации, как наша Россия», — заявил на слушаниях вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

По словам депутата, кроме идеи признания российских дипломов за рубежом, Болонская система потеряла свою актуальность. Да и то, как заметил Фальков, признание дипломов обеспечивается через двусторонние соглашения между странами. «У нас есть 43 соглашения, именно на основе них и принимаются решения (о признании дипломов). Нет ни одного пока случая, где бы мы сделали шаг назад», — заверил он.

Другими словами, в Госдуме настаивают на том, чтобы российские школы и вузы выпускали не просто квалифицированных специалистов, способных обеспечить суверенитет страны, а и «настоящих патриотов», желающих жить и работать в своей стране. «Вот сейчас полтора миллиона наших классных специалистов вернулись бы с удовольствием из-за рубежа на Родину, но спрашивают: а куда? Нам нужны очень энергичные, государственные решения в этом направлении», — отметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

В свою очередь, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил провести патриотические «чистки» в ведущих вузах страны. «На журфаке МГУ шельмуют студентов и преподавателей, которые поддерживают президента (СВО на Украине) и не боятся это делать. Это что такое? Кого там вообще готовят? То есть, выходит, это неслучайно, когда Минюст 25 журналистам присваивает статус иноагента и из них 12 — выпускники журфака», — возмущался Миронов.

В ответ спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил с такими не церемониться. «Если такие случаи будут происходить, правильно было бы руководителям бюджетных учреждений уйти. Наша страна столкнулась с вызовами — все, что происходит, это по вине США и ЕС, которые захотели завладеть миром. Президент сделал все возможное, чтобы выстроить диалог, но лидеры других стран не захотели этого. Мы должны быть честны перед нашими солдатами и офицерами, которые сейчас сражаются и умирают, а они понимать, что за ними страна и народ. Поэтому, кто пытается все искажать, должен взять и уйти. Так поступают во всех странах, и попробовали они такое сделать на Украине — что бы с ними было?», — призвал Володин разобраться с теми, кто, по его словам, «предательски всаживает своими разговорами нож в спину Отчизне».

Елена Земскова