Posted 4 июля 2022,, 11:08

Published 4 июля 2022,, 11:08

Modified 1 февраля, 18:45

Updated 1 февраля, 18:45

Юрист Акопян: Признанная судом недостойной наследницей Ястребова-Босов должна вернуть активы покойного мужа

4 июля 2022, 11:08

Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, кандидат юридических наук Оганес Акопян прокомментировал проблемы, возникающие при наследовании активов на примере громкой истории вокруг наследства предпринимателя Дмитрия Босова и попыток его вдовы Катерины Ястребовой-Босов получить активы покойного, сообщают «Дни.ру».

Как отметил эксперт, вопросы толкования законности и добросовестности наследства «особенно злободневны в современных реалиях, которые нередко бывают отмечены пороками стяжательства и проявлениями различного рода мошеннических комбинаций». В связи с этим столь важным было издание Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании».

В абзаце первого пункта 1 статьи 1117 ГК РФ, на который обратил внимание специалист, отмечается, что противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий — и независимо от мотивов и целей совершения, а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.

Примечательно, отмечает юрист, что иск об отстранении от наследования недостойного наследника может быть подан любым лицом, заинтересованным в призвании к наследованию или в увеличении причитающейся ему доли наследства, а также лицом, на права и законные интересы которого (например, на право пользования наследуемым жилым помещением) может повлиять переход наследственного имущества.

При этом подчеркивается, что основания для отстранения недостойного наследника от наследования должны быть подтверждены в судебном порядке — «приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу, что имеет место в деле Катерины Ястребовой-Босов».

В этом случае, поясняет Акопян, в соответствии со ст. 60 ГК РФ лицо, не имеющее права наследовать или отстраненное от наследования на основании рассматриваемой статьи (недостойный наследник), обязано возвратить все неосновательно полученное из состава наследства имущество, «что и предстоит сделать госпоже Босов в самое ближайшее время».

По мнению Оганеса Акопяна, «вердикт об отказе Катерине Босов от наследства с арестом ее активов в России, помимо вопроса восстановления справедливости, ценен еще и прецедентом, потому что аналогичные дела, как правило, тянутся годами, и далеко не всегда приводят к такому результату, который бы соответствовал и норме, и букве закона».

Эксперт отмечает, что «расследование, которое проведено Одинцовским судом, можно считать юридической классикой, поскольку суду удалось в столь сложном деле ответить на все вопросы и вынести убедительное правосудное решение». По мнению Акопяна, данный вердикт «поставит заслон попыткам последовательниц Катерины Ястребовой-Босов испытать судьбу схожим сценарием».