Posted 8 февраля 2023,, 04:00

Published 8 февраля 2023,, 04:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Выедет ли российский автопром из ямы на своих колесах?

Выедет ли российский автопром из ямы на своих колесах?

8 февраля 2023, 04:00
Фото: Максима Мишина, АГН «Москва»
Предложение на рынке есть — как от отечественных производителей машин, так и от китайских. Другое дело, будет ли спрос.

«АвтоВАЗ» во вторник объявил о закрытии сделки по приобретению бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, переданного ранее японским производителем в собственность РФ за один евро. При этом за Nissan сохраняется возможность обратного выкупа бывших активов в России в течение шести лет (в случае одобрения со стороны правительства РФ).

В октябре 2022 года сто процентов активов Nissan в России были переданы подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ». Это производственные и научно-исследовательские мощности Nissan в Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве.

О начале реализации проекта выпуска автомобилей на мощностях бывшего завода Nissan в Петербурге, где выпускались модели X-Trail, Murano, Qashqai и Terrano, «АвтоВАЗ» объявил в декабре 2022 года. Компания планирует запустить производство во втором полугодии 2023 года и до конца года произвести до 10 тыс. машин под брендом Lada в сегментах С и D. В 2025–2027 годах петербургская площадка сможет выпускать ежегодно до 50-70 тыс. автомобилей Lada «при наличии позитивного тренда на рынке», сообщила пресс-служба «АвтоВАЗа».

Напомним, что в Петербурге также расположены производственные мощности автомобильных заводов Toyota и Hyundai. Корпорация Toyota Motor в сентябре 2022 года объявила о решении полностью закрыть в городе свое сборочное предприятие, запущенное в 2007 году. Завод был рассчитан на производство 100 тыс. автомобилей в год, он выпускал модели RAV4 и Camry в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с Минпромторгом России. Завод Hyundai остановил выпуск автомобилей в марте 2022 года — как сообщалось, из-за трудностей с поставками комплектующих. В простое находились 2206 работников завода из 2537.

Что касается завода Ford во Всеволожске Ленинградской области, где производились модели Ford Focus и Ford Mondeo, то он прекратил работу в июне 2019 года. В декабре 2021-го площадку передали корейскому производителю автозапчастей «СВ Рус».

В целом российский авторынок в 2022 году сократился примерно на 60%. Однако Минпромторг прогнозирует, что в нынешнем году ситуация начнет выправляться и продажи новых автомобилей в РФ вырастут.

Основная надежда при этом на «АвтоВАЗ», который, по оценкам экспертов, способен выпускать 850 тыс. машин в год на своих заводах в Тольятти и Ижевске — и по итогам 2023 года может занять половину всего отечественного авторынка.

Также в минувший вторник автодилеры начали продажи электрической версии «Москвича». Новинка доступна в нескольких вариантах, ее стоимость составляет от 3,2 до 3,5 млн рублей. В 2023 году планируется отправить в торговую сеть 50 тыс. таких машин.

Производство отечественного кроссовера «Москвич 3» и его электрической версии «Москвич 3е» налажено на московском автозаводе, которым с 1998 по 2022 годы владела французская компания Renault. В марте 2022 года она объявила, что закрывает предприятие и покидает российский рынок. Завод «Рено Россия» стал собственностью правительства Москвы и был переименован в АО «Московский автомобильный завод „Москвич“».

Кроме того, во вторник стало известно, что бывший руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Денис Пак может начать работать на калининградском автозаводе «Автотор». Это предприятие до весны 2022 года занималось сборкой автомобилей BMW, Kia и Hyundai, однако германский и корейские концерны решили прекратить сотрудничество. На прошлой неделе завод начал собирать седаны китайского бренда Kaiyi, также «Автотор» планирует заняться производством электромобилей.

Развернуть полномасштабное производство легких коммерческих автомобилей обещает завод компании «Соллерс» в Елабуге. В конце декабря предприятие представило две модели — «Арго» и «Атлант». В 2023 году планируется выпустить как минимум 15 тыс. автомобилей. При этом завод намерен освоить производство дизельных двигателей.

Примерно 30–35 тыс. внедорожников в этому году намерен выпустить Ульяновский автозавод.

На отечественном авторынке появляются и совсем новые игроки. В январе этого года в Нижнем Новгороде был представлен экспериментальный образец электрического кроссовера С-класса E-NEVA, разработанный концерном «Алмаз-Антей». Известный производитель высокотехнологичного оружия решил освоить новое направление деятельности, выполняя указ президента РФ, согласно которому доля гражданской продукции для организаций ВПК в 2025 году должна составить не менее 30%.

Нишу покинувших Россию западных автоконцернов активно осваивают китайские производители. Компании Geely и Great Wall Motors (выпускающая кроссоверы и внедорожники под брендом Haval) объявили, что планируют нарастить свои производственные мощности в РФ. Кроме того, в конце 2022 года Great Wall Motors вывел на российский рынок новый премиальный суббренд Tank. Также стартовали официальные продажи электромобилей Skywell.

В свою очередь концерн, Chery в 2023 году рассчитывает продать в России 200 тыс. автомобилей (суммарно с суббрендами EXEED и OMODA). При этом эксперты не исключают, что Chery также может открыть собственное производство в России.

Кроме того, к возможностям, открывающимся в России, присматриваются индийские и иранские автоконцерны.

Так что без предложения российский авторынок не останется. Похоже, что будет и спрос. Так, доля автокредитов, выданных на приобретение отечественных автомобилей, по итогам 2022 года выросла с 9% до 42%. Об этом говорится в исследовании экспертов «Открытие Авто», данные которого приводит ТАСС. Чаще всего россияне оформляли кредиты на продукцию «АвтоВАЗа». Рейтинг наиболее популярных моделей возглавила Lada Granta.

Михаил Макаров