Posted 29 мая 2023,, 13:35

Published 29 мая 2023,, 13:35

Modified 1 февраля, 20:11

Updated 1 февраля, 20:11

Самокаты подкатили к высокому сезону

Самокаты подкатили к высокому сезону

29 мая 2023, 13:35
Фото: ИА «Росбалт»
Пробелы в ПДД на фоне роста продаж и аренды СИМ угрожают безопасности движения в российских городах.

В первом квартале 2023 года в России было продано на 43% больше электросамокатов, чем за аналогичный период прошлого года: 24,5 тыс., на 575 млн руб., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на подсчеты аналитиков «F+ tech — Марвел». И по итогам второго квартала продажи, скорее всего, вырастут еще — благодаря сезонному спросу.

Так что это лето обещает быть «горячим» как для пешеходов, так и для владельцев и арендаторов электросамокатов. Сюда же можно добавить электровелосипеды, сигвеи, гироскутеры, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Правда, доля продаж этих СИМ в категории электротранспорта по итогам первого квартала по сравнению с электросамокатами, на которые приходится 85%, все же небольшая.

Самокатчиков по осени считают

Как известно, с 1 марта вступили в силу правила дорожного движения (ПДД) для владельцев электросамокатов и прочих СИМ. Наверное, ключевым пунктом этих правил является ограничение предельной скорости движения в 25 км/ч. Заметим, это в пять раз выше скорости пешехода.

«Мы продолжим убеждать людей, принимавших решение о новых ПДД, что правила небезопасны, — приводит „Коммерсант“ слова главы комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заксобрания Санкт-Петербурга Алексея Цивилева. — Озвученный подход „сначала посчитаем пострадавших, а потом внесем правки“ нас не устраивает. Главная проблема — это скорость по тротуарам в 25 км/ч. При столкновениях на таких скоростях взрослому человеку наносятся сильные травмы, а ребенок или пожилой может и не выжить. Сезон кикшеринга начался, и мы уже видим первый всплеск аварийности с участием электросамокатов».

«Полагаем, что необходимость внесения изменений в правила должна определяться с учетом результатов правоприменительной практики. В связи с непродолжительным сроком применения новелл практики на данный момент недостаточно», — ответили Цивилеву в Минтрансе, и этот ответ согласован с ГИБДД. «Выходит, нужно дождаться, пока собьют достаточное количество пешеходов на тротуарах, — комментирует ситуацию специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов. — И тогда власти задумаются над тем, не поменять ли правила».

Похоже, Минтранс действительно планирует дождаться конца самокатного сезона, собрать и проанализировать информацию о происшествиях с участием самокатчиков — и только потом, если посчитает нужным, скорректировать ПДД.

Другая проблема: за нарушение правил самокатчику теоретически может грозить штраф от 800 до 1,5 тыс. руб. — но будут ли на практике полицейские гоняться за пользователями СИМ и штрафовать их? Пока известно лишь о единичных «самокатных рейдах» сотрудников ГИБДД в некоторых городах, в ходе которых нарушители новых правил были оштрафованы на 800 руб. по ст. 12.29 КоАП («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения».)

Управа на кикшеринг

Пока федеральные чиновники ждут осени, в регионах формируется своя практика. Например, мэрия Самары заключила соглашение с кикшеринговыми компаниями об ограничении максимальной скорости движения электросамокатов до 15 км/ч. Правда, не во всем городе, а лишь на некоторых участках. «В соглашении специалисты выбрали городские локации, где скорость должна быть ограничена до 15 км/ч. Сюда вошли все парки и скверы — от Струковского сада до Загородного парка, в том числе самарская набережная», — рассказал замглавы департамента транспорта Самары Юрий Тапилин. Информация об ограничении скорости внесена в программу, которая контролирует передвижение самокатов по городу. Поэтому на арендованном транспорте в отдельных локациях самокатчики попросту не смогут разогнаться.

Согласно недавнему опросу сервиса Superjob, запретить кикшеринг в России хотели бы 37% респондентов, против высказались 34%, затруднились с ответом 29%. И эти цифры, кстати, говорят скорее о достаточно высокой терпимости россиян к самокатопрокату. В отличие, скажем, от французов.

Так, в Париже в апреле даже состоялся «самокатный референдум». И почти 90% горожан, принявших в нем участие, высказались за запрет арендных электросамокатов. Шумная кампания прокатчиков под лозунгом «Руки прочь от наших самокатов!» не помогла. «Решение за парижанами, и я воплощу в жизнь их решение», — пообещала мэр Парижа Анна Идальго. Она предупредила, что контракты с прокатчиками будут разорваны или не станут возобновляться, им придется убрать с улиц 15 тыс. находящихся в свободном доступе электрических досок на колесах. «Парижане подавляющим большинством высказались против самоката, мы покончим с ним к 1 сентября», — решительно заявила Идальго. Таким образом, Париж может стать первым европейским городом, где прокат самокатов будет запрещен.

Будущее за электоротранспортом и его регулированием

«В целом тема электротранспорта нам очень близка и хорошо знакома, — говорит председатель совета директоров банка „ЦентроКредит“ Андрей Тарасов. — Сейчас наш банк участвует сразу в нескольких проектах и по производству электромобилей, и по созданию сетей электрозаправок. Мы кредитуем уже готовые работающие проекты и новые разработки, и даже перспективные исследования. Размер этого нашего кредитного портфеля — более семи миллиардов рублей. Мы в „ЦентроКредите“ считаем, что будущее за электоротранспортом — в любых его формах, даже в авиации».

Правда, к электросамокатам глава «ЦентроКредита» относится настороженно. «Непроработанность правовой базы, низкая безопасность участников движения и на тротуаре, и на проезжей части, а также слабая дисциплина и невысокий уровень ответственности самокатчиков, воспринимающих транспортное средство как игрушку, заставляют нас пока смотреть на этот процесс со стороны, несмотря на всю нашу симпатию к электротранспорту в целом», — говорит Андрей Тарасов.

Согласно исследованию Superjob.ru, за государственное регулирование и введение законодательных ограничений для езды на электро- и обычных самокатах выступают 52% россиян. Граждане считают, что особенно необходимы скоростные ограничения, надо запретить движение по пешеходных зонам и тротуарам, установить возрастной ценз 18+, а также внедрить систему обучения управлению самокатом и ввести соответствующие удостоверения.

Константин Краснов