Posted 31 октября 2011,, 13:07
Published 31 октября 2011,, 13:07
Modified 1 апреля, 04:21
Updated 1 апреля, 04:21
Антонио Гадес - последний романтик фламенко, возведенный в ранг "символа испанской культуры". Его спектакли наполнены звоном гитары, щелканьем кастаньет, перестуком каблуков и проникновенным пением.
«Фламенко - это не танец, в котором ты бьешь землю. Нет! Чтобы вызывать из земли звук, ее надо ласкать», - сказал однажды Антонио Гадес.
Гадес по праву считается основателем современного испанского балета. Именно его постановки вызвали неподдельный интерес к фламенко во всем мире.
Совсем скоро петербуржцы смогут насладиться его искусством - 19 и 20 ноября на сцене БКЗ Октябрьский пройдут два спектакля труппы Антонио Гадеса «Кровавая свадьба» и «Кармен.
Премьера «Кровавой свадьбы» состоялась в 1974 году. В основу этого спектакля, который уже почти тридцать лет не сходит со сцены, легла одноименная пьеса Федерико Гарсия Лорки, основанная на реальных событиях.
В 1981 году режиссер Карлос Саура экранизировал балет. Популярность и успех фильма вызвали новую волну интереса к явлению фламенко.
Успех другого фильма Карлоса Сауры - «Кармен» - подтолкнул Антонио Гадеса к созданию театральной версии. Балет на музыку Бизе с ярким вкраплением испанской гитары в исполнении Пако Де Лусии стал настоящим шедевром.
Премьера состоялась в Париже в 1983 году. Спектакль имел колоссальный успех, французская критика писала: «Мериме и Бизе дали Кармен Франции, а Гадес вернул ее назад, в Испанию».
В одном из своих интервью Гадес рассказал: «Меня привлек образ женщины, имеющий свой особый взгляд на свободу – для нее лучше было умереть, чем потерять ее. Я поставил Кармен, потому что мне не нравится фальшивый и избитый стереотип сердцеедки. На самом деле, она женщина, которая, если любит, то отдает себя полностью и не приемлет фальши в отношениях…».
Спустя десятилетия после премьеры, «Кармен» Антонио Гадеса продолжает очаровывать и волновать публику. Триумфальное шествие спектакля продолжается на лучших концертных площадках мира. Теперь настала очередь России.
В спектаклях не утеряно ничего из авторского замысла: в «Кармен» даже исполнители главных партий - Адриан Галия и Стелла Араузо - внешне похожи на Кристину Ойос и самого Антонио Гадеса, танцевавших в этом балете много лет назад.
Звезда фламенко Стелла Араузо в настоящее время является художественным руководителем «Ансамбля Антонио Гадеса».
«Кармен подобна звенящей ноте, но эта нота не должна переходить в вопль, - считает она. - Чрезмерность вообще претит школе Гадеса. В душе Антонио бушевали страсти, но он был чрезвычайно сдержан внешне. И это сочетание воплотилось в его хореографии».
Бог фламенко - ритм, из него рождаются и страсть, и виртуозность. Главное качество этого искусства - то, что испанцы называют дуэнде - подлинная страстная энергия.
Федерико Гарсия Лорка писал: "…ни песня, ни танец не всколыхнут душу, если не придет дуэнде… Его магическая сила обращает девушку в сомнамбулу, красит молодым румянцем щеки дряхлого голодранца, что побирается по тавернам, в разлете волос обдает запахом морского порта и дарит рукам ту выразительность, что всегда была матерью танца".
Дуэне - "душа" фламенко, его огонь и магия - искренне прочувствована и мастерски передана Антонио Гадесом в его балетах.