Posted 21 сентября 2012,, 00:24

Published 21 сентября 2012,, 00:24

Modified 31 марта, 23:19

Updated 31 марта, 23:19

Мумию "алтайской принцессы" вернули на родину спустя 17 лет

21 сентября 2012, 00:24

ГОРНО-АЛТАЙСК, 21 сентября. Древняя мумия, названная "алтайской принцессой", в четверг была доставлена вертолетом из Новосибирска в Республику Алтай, сообщила пресс-служба правительства региона. Сразу после приземления мумия будет доставлена в музей.

Ранее министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев заявил, что мумия должна была стать одним из центральных экспонатов в Национальном музее Республики Алтай, открытие которого намечено на 26 сентября. Мумия будет находиться в специальной нише и не будет постоянно видна посетителям. "Она не будет находиться на общем обозрении, но при необходимости будет открыта. Это был принципиальный вопрос", - сказал министр, пояснив, что это связано с традиционными представлениями и обычаями коренных алтайцев.

"Алтайская принцесса" была найдена новосибирскими археологами в 1994 году среди захоронений V-III веков до нашей эры на плато Укок в центральной части Алтайской горной системы. Ее реставрировали ученые московской лаборатории при мавзолее Ленина. Через четыре года после находки мумии ЮНЕСКО внесло плато Укок в список Всемирного природного наследия.

До сегодняшнего дня мумия находилась в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске. Власти Республики Алтай и местное население в течение почти 17 лет требовали вернуть на родину мумию, которую считают своей прародительницей и называют "алтайской принцессой". Но ученые отказывались делать это, ссылаясь на разные причины. Конфликт дошел до того, что правительство региона наложило запрет на любые раскопки на юге Горного Алтая, где нашли мумию.

Между тем замдиректора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, академик Вячеслав Молодин ранее заявлял, что "никакой принцессой мумия не является". Он утверждает, что мумия женщины принадлежала, скорее всего, представительнице среднего социального слоя. Это предположение ученые сделали на основе погребального обряда, по тем предметам, которые были найдены в захоронении. Тем не менее, она могла обладать каким-то особым знанием, например была сказительницей, целительницей или ворожей.

Ученые также неоднократно заявляли, что мумия женщины принадлежит к другому этническому населению, а не к алтайцам. Однако эти заявления никак не повлияли на желание алтайцев, имеющих свою мифологию, видеть мумию на "своей земле".

Присоединяйтесь к "Стиль жизни" ВКонтакте и Facebook