Posted 8 октября 2012,, 07:05

Published 8 октября 2012,, 07:05

Modified 30 января, 11:57

Updated 30 января, 11:57

От зари до зари ковали скобы скобари

8 октября 2012, 07:05
Псков официально стал столицей отечественного кузнечного дела. «День скобаря», прошедший в городе только во второй раз, еще не успел превратиться в раскрученное мероприятие. Тем не менее, есть все предпосылки, чтобы праздник в недалекой перспективе стал местным брендом.

Малые российские города всеми способами пытаются заявить о себе, дабы привлечь туристов. Так, Великий Устюг прописал у себя Деда Мороза, Суздаль провозгласила себя родиной самых вкусных в мире огурцов, а в Мышкине начали «эксплуатировать» мышей.

Пскову в этом плане не приходится лезть вон из кожи. Он хоть и «младший брат Новгорода», но памятниками истории и культуры совсем не обделен. Однако же и город на реке Великой решил застолбить за собой «столичный» статус — это российский центр кузнечного дела.

Не секрет, что ремеслом этим Псков славился издревле. Однако теперь то, что было де-факто, стало оформлено де-юре. На территории Псковского кузнечного двора появился памятник в виде гигантского кованого гвоздя. Место, куда вбит гвоздь, теперь официально значится «пупом земли кузнечной». Календарь же псковских праздников пополнился «Днем скобаря».

Те, кто ожидает по приезду во Псков увидеть лубочных кузнецов скорее всего будут разочарованы. Обливающихся потом бородатых детин в кожаных фартуках на празднике не увидеть. Во дворе стучат молотом мужчины, облаченные в футболку с лаконичным лозунгом: «О чем толковать? Давайте ковать!».

По словам руководителя местного кузнечного двора Евгения Вагина, считать скобарей хамоватыми, скупыми и необразованными людьми, мягко говоря, неверно. Главный кузнец Пскова напомнил легенду, согласно которой псковичей и стали называть скобарями.

Просто Петр I как ни пытался, так и не смог разогнуть изготовленную местными мастерами скобу. После этого и стали называть уроженцев Псковщины скобарями.

Впрочем, есть и еще одна версия происхождения данного слова. Небольшая скоротечная воинская стычка называлась «скоб». Кузнецы же были не последними людьми, кто принимал участие в «скобах». Это свидетельствует о том, что «скобарь» - это еще и хороший воин.

Сегодняшний скобарь — не только энтузиаст кузнечного дела, но и неплохой предприниматель. Как признается Вагин, он живет именно за счет этого ремесла. Впрочем, иногда заказы бывают довольно смешными.

«Здесь неподалеку есть обувной салон. Его хозяин решил сделать небольшой заказ — две маленькие чугунные туфельки. Их он собирался установить около магазина. Памятуя о том, что небольшие памятники часто пропадают, как например Чижик-Пыжик в Петербурге, он попросил сделать ботиночки съемными, чтобы их можно было переносить. В итоге, каждое утро он их выставлял рядом с салоном, а каждый вечер забирал с собой. Правда выдержал он такой режим всего три дня», - рассказывает кузнец.

Судя по представленным на дворе работам, ботиночками дело далеко не ограничивается. Здесь и чугунная пушка, которая, между прочим, стреляет, и избушка на курьих ножках, которая несет железные яица, и даже земной шарик, который держится вовсе не на трех слонах и черепахе, а на все тех же скобах. Всю «кузнечную механику» можно потрогать руками, со всем можно сфотографироваться.

Новые экспонаты куются прямо на глазах псковичей и гостей города. Буквально «на раз-два» представители местной артели сковали огромный гвоздь и скобу.

Отдельный номер праздника - «заковывание свадебки». Этот старинный ритуал кузнецы всерьез намерены, возродить. Особых оснований им не верить нет. Если российские молодожены взяли моду вешать памятные замки на мосты, то почему бы им ни вернутся к родным корням? На этот раз получили от скобарей два прилюдно скованных сердца молодожены Ирина и Илья Ильины.

В орбиту кузнечного праздника включены и другие мероприятия, имеющие либо псковский колорит, либо если не мужскую, то явно мужественную направленность. На развернувшейся ярмарке можно купить псковский мед и сувениры, изготовленные местными мастерами.

На соседней с кузнечным двором площадке проходят выступления мастеров стантрадинга, проще говоря - мото-каскадеров. Рядом проходит конкурс неожиданных изобретений под названием «Трэш-механика».

Второй год подряд праздник псковских кузнецов поддерживает арт-десант петербургских «Митьков». Свои картины художники писали прямо при всем честном народе. Естественно, что не обошлось без псковско-кузнечной тематики.

Как рассказал легендарный «митек» Дмитрий Шагин, на первом полотне изображены варяги Рюрик, Синеус и Трувор, которые подходят на ладье к Пскову. Синеус, как заметил художник, должен быть изображен с синими усами. На берегу реки Великой варяг встречают псковские скобари.

Вторая картина называется "Митьки помогают заделывать псковский Пролом". Пролом — это разрушенная часть крепостной стены Окольного города. Впрочем, на картине можно было увидеть не столько заделку Пролома, сколько битву псковичей и "Митьков" с войсками Стефана Батория.

Присоединяйтесь к "Стиль жизни" ВКонтакте и Facebook