Posted 1 февраля 2013,, 13:57
Published 1 февраля 2013,, 13:57
Modified 31 марта, 21:11
Updated 31 марта, 21:11
Музей Лондона не из самых посещаемых туристами. Хотя он находится в центральной части города, но ни само здание, ни его окружение никаких ассоциаций с глубинами истории не вызывают. Стекло, бетон, офисы, туннели… Плюс серое зимнее небо. Не особенно приятное место. Внутри, однако, все обстоит гораздо интереснее, чем снаружи.
В уютной и дружелюбной атмосфере музея прописана и проиллюстрирована история места, на котором позже возник Лондон. Было время, на этой земле жили гиппопотамы, львы и слоны… Люди пришли позже.
Вот так, например, выглядит скелет ноги слона, когда-то жившего на месте Лондона.
Считается, что здесь сложилась группа кельтских племен. За три с половиной тысячи до нашей эры жительница окрестностей Протолондона выглядела вот так.
В начале нашей эры Британские острова попали в зону интересов Рима. В 54 году до н.э. Юлий Цезарь установил торговые отношения и связи с племенами Юга Англии. Некоторое время спустя вождь одного из сильных местных племен, враждебно настроенный к Риму, потребовал прекратить эти связи. В ответ Рим подготовил вторжение и в 43 году император Клавдий двинул на Британию закаленные и обученные легионы. Это представляется невероятным, но в составе войск были слоны – для устрашения британских племен. Таким образом, слоны ненадолго вернулись на эту территорию.
А вот выглядели бронзовые шлемы бриттов в дороманскую эпоху. Глядя на все это, понимаешь, как рождались книги Толкиена.
При римлянах будущий Лондон превращается из малочисленного поселения в город. Историки полагают, что лондонцы времен римского владычества в очень небольшой своей части происходили из Рима как такового, скорее это были выходцы с земель, оккупированных Римом и более близких к Британским островам.
Вот так, по мнению историков, выглядел римский Лондиниум.
Здесь были и римские граждане разного происхождения, и свободные граждане, не подданные Рима, и получившие свободу рабы и просто рабы. Римский период продолжался три сотни лет и закончился с падением Рима, оставив на Британских островах весьма романизированных кельтов.
Следующей «миграционной волной» стали германские саксонские племена, прочно обосновавшиеся в Британии. Сыгравший большую роль в британской истории саксонский король Альфред вернул к жизни опустевший в после римские времена Londinium, дав ему новое вполне германское имя Lundenburg.
Альфред сумел объединить силы, чтобы противостоять нашествиям викингов, однако через некоторое время викинги, в первую очередь из Дании и Норвегии, все равно стали владетелями Британии.
Топорами, очень похожими на русские, времен Ивана Грозного, рубились на мосту даны и саксы, в стремлении утвердиться в Лунденбурге. Археологи выудили из Темзы не меньше нескольких десятков топоров, предположительно оказавшихся в реке вместе с владельцами или брошенных туда на радостях во время празднования победы.
На смену викингам, во многом ассимилировавшимся и «обританившимся», пришли норманны, которые, как считается, были потомками викингов, ранее осевших на территории франков и перенявших их язык и культуру.
А вот чем торговали в древнем Лондоне. На почетном месте - балтийский янтарь.
Таким образом, в Лондоне соприкасались, пересекались и боролись четыре основных культуры, четыре этнические группы, которые и легли в основание современной английской нации: кельты, римляне, саксы, викинги.
Исследователи, пытающиеся определить, чьей крови больше в англичанах, приводят противоречивые данные. Кто-то утверждает, что англичане на 50% - саксы, кто-то говорит, что 75% генов унаследованы от кельтов. На севере Британии обнаруживают высокий процесс норвежских генов.
Очень здорово, что из окна музея можно увидеть кусок сохраненной древней лондонской стены.
Еще радует, что в музее многое можно потрогать.
Не менее интересна и экспозиция, посвященная современному Лондону. Она открывается со скульптуры птицы Феникс, исполненной британским китайцем и инициированной китайским коммьюнити Лондона.
Лондон – как птица Феникс горел, умирал и возрождался из пепла. Последним великим потрясением была Вторая мировая война, после которой население сократилось с 8,6 до 6, 7 млн – в результате бомбежек и эвакуации.
В разделе послевоенного Лондона можно увидеть и наряды и атрибуты контркультурной молодежной революции конца шестидесятых прошлого века, и современный уличный стиль.
Хиджаб и мусульманское платье присутствуют на равных с мини-юбками и скинни-джинс.
Вообще, памятуя, видимо, что город возник на стыке разных культур, экспозиция всячески подчеркивает мультикультурность и пестроту лондонской жизни.
Описывая, что такое настоящий London Look устроители экспозиции подчеркивают, что он включает умелое сочетание британской традиции и этнических компонентов. Одновременно вы обнаружите присутствие всех икон британсокй истории моды от Твигги до Кейт Мосс.
Это тоже музейный экспонат - культовые ботинки Доктор Мартинс с восемью парами дырочек для шнурокв и специальными стельками.
Здесь же приведена статистика – кто такие лондонцы сегодня. Привожу ее в оригинальном виде – так нагляднее, по каким принципам англичане классифицируют население.
Из диаграммы видно, насколько смешанный и пестрый город сегодня. Видно и особое место, которое среди остальных меньшинств придается китайцам. Русских в этих диаграммах нет, они просто входят в группу «white», хотя, по всем оценкам, среди восьмимиллионного населения Лондона их никак не меньше трех процентов, а возможно и все пять.
Во всяком случае, я ничуть не удивилась, обнаружив, что дети, увлеченно играющие в музее в один из интерактивных экспонатов - игрушечную железную дорогу – говорят по-русски.
Ощущается ли в Лондоне русское влияние? Безусловно, да, как и индийское, китайское, бразильское… Недавно один из популярных журналов - TimeOut London - опубликовал статью-исследование светлых и темных сторон жизни в столице.
Описание жителей, умеющих взять все бонусы от жизни в столице, сопровождалось картинкой бодрой спортивной и подтянутой лондонки с «Войной и миром» в руке и надписью Free Pussy Riot на футболке.
В лондонском метро можно обнаружить рекламу новой постановки по мотивам Евгения Онегина, галерея Тейт Модерн сообщает о намеченной на следующей год ретроспективе работ Казимира Малевича, а недавно открывшиеся в центре Лондона русские рестораны за короткий срок успели стать весьма заметными; достаточно сказать, что в одном из них отмечал недавно свое тридцатилетии принц Уильям с близкими друзьями.
Впрочем, мне кажется, у русской общины Лондона нет пока устоявшейся репутации – она еще в процессе формирования, уж очень разные русские меняют Москву и Неву на Темзу. Не так-то просто их сложить, разделить и получить что-то среднестатистическое.
Да и русские в Лондоне не особенно стремятся строить жизнь по общинному принципу, напротив, большинство из них настроено как можно быстрее и плотнее интегрироваться в местную культуру.