Posted 24 июня 2013,, 05:57

Published 24 июня 2013,, 05:57

Modified 31 марта, 18:33

Updated 31 марта, 18:33

Ночь на Ивана Купалу

24 июня 2013, 05:57
Сегодня отмечается праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Этот день, праздник Ивана Купалы, был одним из самых почитаемых у древних славян и с ним связано множество интересных традиций.

Сегодня отмечается праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Этот день, праздник Ивана Купалы, был одним из самых почитаемых у древних славян и с ним связано множество интересных традиций.

Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирался «урядник», который занимался подготовкой и проведением праздника. Священники (волхвы, жрецы) читали славления и различные обрядовые заклинания а девушки с самого утра собирали травы и цветы, плели венки и припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепились поясе.

Юноши заранее срубали к празднику деревце (березу, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливали на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холм берег реки, озера). Девушки украшали дерево цветами и яркими лоскутами ткани. Дерево в народе называлось «марена» или «купала».

Под деревце устанавливалось изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вязали из соломы, веток, иногда лепили из глины.

«Ярилу» облачали в одежду, украшали венком, цветами и лентами, а также прилаживали ему символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет.
Перед «Ярилой» на блюде или платке располагались яства, передает Calend.

Неподалеку от деревца из дров складывались два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливали высокий шест, на вершине которого прикреплялось деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и проходило основное веселье.

Другой костер, сложенный в виде колодца, был обычно небольшим, в высоту достигал до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), служил для сожжения лика Ярилы.

Когда начинался праздник, присутствующие священнослужители водой и огнем освящали венки, крапиву для купания и травы-обереги.

Девушки заводили хоровод вокруг березки и пели. Юноши же, согласно традиции, должны были совершать «набеги» на этот хоровод, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удавалось, бежал к реке, где дожидался остальных.

Волхвы отламывали от березки кусочки и раздавали каждому. Считалось, что эти кусочки – плодородны.

Деревце бросали на воду, а волхвы творили приговор. В воду кидали цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинали купаться.

Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам все собирались к костру — Купальцу. Возжигать его полагалось девушке. Тогда и начиналось настоящее гулянье. Пели песни, танцевали, одевались ряжеными, загадывали загадки и устраивали игрища.

Отдельный ритуал – выбор женихов. Юноши, пытаясь привлечь вынимание девушек, устраивали показные бои, демонстрировали силу. Девушки же следили за ними, выбирая тех, кто больше приглянулся.

Когда костер гас, начинался выбор суженых. Девушка хлопала понравившегося юношу по плечу и убегала, а тот бежал ее догонять. Поймав, он вел ее к костру, через который пара прыгала, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не расходились, то союз считался сложившимся. А если руки расходились, то каждый должен был искать себе новую пару.

Когда все пары составлялись, старейшина спрашивал: «Все ли простили обиды?». Если находились обиженные, их прилюдно рассуживали.

Затем у костра устраивался пир (каша, яйца, сало, блины и обязательно пиво). Каждому в руки полагалось по куску освященной еды. У огня пели песни, говорили сказы, былины и небылицы.

После, в ночи, зажигали деревянное колесо и катили его до воды. На реке суженые обменивались венками, после чего каждый клал свой венок на плотик из веток и соломы и пускал его по воде.

На берегу зажигали огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купались в ночной реке, а после уединялись.

Не нашедшие же пары собирались при костре — Купальце. Волхвы до зари собирали целебную купальскую росу, срезали волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки же искали в ночи легендарный цвет папоротника.

А на рассвете праздник заканчивался.