Posted 7 сентября 2013,, 09:35

Published 7 сентября 2013,, 09:35

Modified 30 января, 17:58

Updated 30 января, 17:58

Зеленые ритмы экоофиса

7 сентября 2013, 09:35
Человек проводит на работе едва ли не половину своей жизни. Важно, чтобы условия, в которых приходится работать, были комфортными. Поэтому сегодня набирают популярность «зеленые» офисы, где все подчинено экологичным принципам.

Сколько времени проводите на работе вы? Обычный горожанин отдает службе едва ли не половину своей жизни. При этом из окон офиса не всегда заметна ухудшающаяся экологическая обстановка и истощение ресурсов, а вот изменение качества воды, воздуха и пищи вы чувствуете на себе каждый день.

Что же предпринять в такой ситуации? Как сделать безопасным не только свой дом, но и рабочее место?

О набирающих сегодня популярность «зеленых» офисах, где все подчинено экологичным принципам, мы расскажем в рамках совместного проекта с журналом «Натур продукт».

Добро пожаловать в новый мир!

Офис начинается … с HR

Экоофис – это пространство, организованное с заботой о людях, в нем работающих. Уже на этапе собеседования вы заметите, что в «зеленом» офисе все устроено как-то иначе. Помимо стандартных документов, менеджер по персоналу выдаст соискателю брошюру под названием «Зеленая политика компании», где отражены все принципы и технологии, по которым офис стремится жить.

HR-менеджер обязательно расскажет, как компания «позеленела», и что это дало ее сотрудникам: атмосфера стала более живой, энергия забурлила, а эффективность бизнеса повысилась в разы.

После экскурсии по офису с пояснением «зеленых» особенностей компании ситуация станет более понятной, и вы найдете такой подход к работе вполне разумным, увидите не экофанатиков и не «зеленеющих» ради пиара людей, а вполне адекватных товарищей, меняющих мир вокруг себя.

Если вы и сами являетесь сторонником «зеленого» образа жизни, то о такой работе можно только мечтать. Если нет, но вам интересно попробовать, – вот он, шанс. Стоит смело приступать к выполнению обязанностей на новом месте и познанию экологичных принципов существования, многие из которых наверняка потом войдут в привычку.

Постепенно увлеченность компании экотемой станет понятной и важной. Так «зеленая» корпоративная культура расширяет границы сознания, делая человека звеном единой биосистемы, где все взаимосвязано.

По статистике, на большие офисные здания приходится 40% мирового потребления энергии, 70% потребления электричества и, как следствие, – 30% выбросов углекислого газа в атмосферу.

Когда офис становится экологичным, это затрагивает буквально все аспекты его существования. Условно их можно разделить на рабочие, бытовые и ресурсосберегающие. Первые предусматривают экологизацию непосредственно рабочего процесса, вторые делают пребывание в офисе максимально комфортным для сотрудников, а третьи – ресурсосберегающие – говорят сами за себя. Но – все по порядку.

Работаем экологично

В экоофисе максимально используется дистанционное общение (электронная почта, IP-телефония, видео и Skype-конференции и т.д.) для снижения количества переездов и перелетов. Здесь внедрена система электронного документооборота (СRM-система), чтобы не тратить ресурсы на печать писем, документов, отчетов.

Для принтеров используются только многоразовые картриджи. Пустые картриджи отправляются на повторную заправку или переработку.

Понятно, что печатать на бумаге в офисе все равно необходимо. Но при этом применяются настройки принтера, позволяющие рационально использовать бумагу: двухсторонняя печать, печать на черновиках, режим «печать буклета».

При изготовлении рекламной продукции предпочтение отдается электронным и web-форматам. Если что-то печатается в типографиях, то на FSС-бумаге, либо на бумаге из вторсырья, без использования хлора.

Кстати, такая бумага не намного дороже обычной. По белизне и плотности она идеально подходит для офисной техники. Именно ее выбирают «зеленые» офисы.

Далее – канцелярия. Здесь подход минималистичный – только то, что действительно нужно. Ручки – из переработанной бумаги, со сменными стержнями, папки, степлеры – из переработанного пластика.

«Зеленый» быт офиса

Теперь расскажем о личном пространстве в экоофисе и о том, как устроен быт его сотрудников.

У каждого здесь есть рабочий стол, с эргономичным офисным креслом и растением в горшке, уход за которым входит в обязанности сотрудника. В «зеленом» офисе запрещено пользоваться одноразовой посудой – несите любимую кружку из дома. За кофе и чаем все ходят в специальную food-зону, где есть металлические ложки и вилки.

И еще одно эконовшество – отсутствие чайных пакетиков, ибо это избыточная трата бумаги, и их нельзя переработать, да и качество пакетированного чая почти всегда ниже, чем листового.

Листовой чай заваривается в нескольких больших чайниках, горячая вода с утра заливается в пятилитровые термосы, есть она и в кулерах.

Посудомоечная машина всегда готова принять новую порцию посуды – при полной загрузке и органических моющих таблетках это более экологично (используется всего 20 литров воды).

В экоофисе почти нет привычных пластиковых пакетов – их заменяют фирменные тканевые сумки с логотипом компании, которые есть у всех сотрудников.

Примечательно, что урровень потребления обществом полиэтиленовых пакетов оценивается более чем в 500 млрд. в год, это почти 1 млн в минуту.

В экоофисе есть и свое кафе, куда закупаются продукты местного производства (для уменьшения транспортного следа) у натуральных фермерских хозяйств (без химикатов и пестицидов), молочные продукты провозятся в возвратной стеклянной и многоразовой пластиковой таре.

Большое значение придается безопасности моющих средств. Предпочтение отдаётся только экомаркированным торговым маркам. Они не вызывают аллергию и абсолютно безвредны для кожи рук.

Туалет – также часть экоофиса. Туалетная бумага закупается из вторсырья (макулатуры) или неотбеленной бумаги, без ароматизаторов. Не используются аэрозольные и автоматические освежители воздуха, для этого в туалетах и душевых применяются средства на натуральной основе.

Вода и электричество: полезные привычки

После окончания рабочего дня экоофис погружается в темноту – все электрооборудование выключено, горит только необходимое освещение. В течение дня для всей офисной техники используется функция энергосберегающего режима. Время простоя перед переходом монитора в режим экономии – 15 минут, перед переходом в «спящий режим» – 30 минут. Но можно выставить и более короткий период, например, 10 и 20 минут соответственно.

Система вентиляции и кондиционирования включается при необходимости, можно использовать только естественную вентиляцию. Если в офисе установлены кондиционеры локального действия, обеспечивается их автоматическое выключение при достижении нужной температуры воздуха. Фильтры кондиционеров и системы вентиляции регулярно очищаются.

Освещение в местах общего пользования (холл, лестница, коридор, туалет и пр.) – может быть естественным или зависеть от присутствия человека – для этого применяются датчики движения, таймеры. Это позволяет экономить до 20% электроэнергии.

По мере выхода из строя лампы накаливания заменяются энергосберегающими, причем предпочтение отдается светодиодным светильникам.

Одна энергосберегающая лампа ежегодно экономит около 100 кг угля, примерно 200 рублей за оплату электричества и на 270 кг снижает выбросы углекислого газа. При этом срок службы светодиодной лампы – более 50 тыс часов, а энергосберегающей – 8 тыс часов.

Кроме того, рекомендуется установить сотрудникам настольные лампы, а не пользоваться только центральным освещением – это не только экономия энергии, но и забота о здоровье глаз работников офиса.

На установку полной системы энергосбережения потребуется от 50 до 500 тыс рублей, но затраты окупятся за 2-3 года.

Также в экоофисе большое значение придается рациональному использованию воды – для этого установлены приборы учета. Сантехника здесь работает исправно: без протечек и неполадок в сливных бачках, унитазах, смесителях, кранах.

Большинство смесителей имеют сенсорное управление, термостат и максимальный расход воды 10 л/мин. Используются водосберегающие насадки на краны, которые ограничивают расход воды на уровне 6 л/мин.

Принцип REFUSE

Первое время трудно перестроиться и выбрасывать с рабочего места бумагу, пластиковые бутылки, алюминиевые банки в специально отведенные контейнеры, мусор из которых отправляется на переработку. Так называемое экомышление включается постепенно – вы начинаете думать об утилизации еще до покупки, лишний раз задумываясь о том, в какой упаковке покупать тот или иной продукт. Это называется принципом REFUSE (отказ от лишнего), и он помогает избавиться от потенциального мусора.

Например, отказ от закупок бутилированной воды в мелкой расфасовке по 0,5-2,5 литра и замена ее водой из кулера с обязательным возвратом использованной тары поставщику или на переработку избавляет офис от большого количества пластика. Одна тонна бумаги, изготовленной из макулатуры, – это 17 спасенных взрослых деревьев, 30 тыс сохраненных литров воды и 2000 кВт/ч электроэнергии.

Мусор, правда, все равно появляется. Но при его разделении на фракции он превращается в отходы и ценный вторичный ресурс, из которого можно сделать многое: из макулатуры – туалетную бумагу, из пластиковых бутылок – канализационные люки и столь любимую многими флисовую одежду, из 600 алюминиевых банок – 1 велосипед и т.д.

Удивительно, но до 80% того, что оказывается в мусорном ведре, можно перерабатывать, даже в России. Заводы по переработке у нас давно существуют и не загружены полностью.

Это, к сожалению, не касается батареек и аккумуляторов. Поэтому в экоофисе просто налажен их сбор, они не выбрасываются с общим мусором, а сдаются в специальные места для ответственного хранения.

Как обстоят дела сейчас?

Сегодня в России принципы экоофиса внедряют более 150 компаний. В первую очередь это, конечно же, российские представительства крупных зарубежных компаний.

Однако даже самый обычный офис постепенно может стать eco-friendly, внедрив у себя некоторые из перечисленных нами принципов.

Если же компания решила «позеленеть» всерьез и надолго, ей надо будет пройти международную экологическую сертификацию, которая предусматривает обязательное соблюдение десятков самых разных условий. Только после этого офис может по праву называться «зеленым».

Внедрение экоофиса будет эффективным и повысит имидж компании как социально ответственной, следующей мировым тенденциям. Кроме этого, улучшится здоровье сотрудников и плавно сократятся финансовые затраты на содержание офиса. По некоторым данным, офис с 30 сотрудниками может экономить от 20 тыс рублей в месяц, офис с 200 сотрудниками – от 70 тыс в месяц.

Роман Саблин