Posted 12 декабря 2013,, 10:15

Published 12 декабря 2013,, 10:15

Ученые: Древние тараканы питались пометом динозавров

12 декабря 2013, 10:15

БРАТИСЛАВА, 12 декабря. Палеонтологи задались вопросом, каким образом в эру динозавров перерабатывались производимые ими отходы. Известно, что этот процесс проходил с таким размахом, что метан из кишечника динозавров-зауропод оказал значительное влияние на климат того времени.

Как полагают ученые, работа по сохранению красивого пейзажа лежала на плеча тараканов. В частности, этим грязным делом занимался представитель вымершего семейства Blattulidae, передают «Вести».

Питер Вршанский из геологического института при Словацкой академии наук в Братиславе понял это случайно. Когда он начал свое исследование, посвященное рациону древних тараканов, он ожидал, что питание этого вида не будет радикально отличаться от диеты других тараканов того периода.

Ни один другой вид не употреблял в пищу навоз динозавра, так что исследовательская группа даже не подозревала о столь необычных пристрастиях Blattulidae.

Исследователи изучали окаменевшего таракана, обнаруженного в янтарном месторождении Ливана, с помощью синхротронной рентгеновской микротомографии — техники, которая позволяет создать виртуальную 3D-модель насекомого. Ученые были удивлены, обнаружив достаточно большие частицы дерева в организме таракана. В куске смолы также были запечатлены пять копролитов.

"Обнаруженная древесина была совершенной неожиданностью, — комментируют авторы исследования. — У этих частиц были гладкие края, свидетельствующие, что таракан не жевал их. Пищеварительная система таракана не в состоянии переварить их до такой степени, что является еще одним подтверждением гипотезы о том, что дерево ели и переваривали еще до того, как оно попало в таракана".
Вероятнее всего, первыми древесными частицами перекусывали именно динозавры.

"Другого возможного источника древесины просто нет, — добавляет Вршанский. — Фрагменты были предварительно переварены, а никто, кроме динозавра, в то время не был в состоянии переварить свежую древесину".

Вршанский убежден, что на протяжении мезозойского периода тараканы были самыми распространенными насекомыми в большинстве регионов нашей планеты. Современных "санитаров" вроде навозных жуков и мух не существовало в течение триасового и юрского периодов, которые охватывают около половины эры существования динозавров.

Тараканы семейства Blattulidae не были похожи на современных тараканов или на термитов, питающихся древесиной в наши дни. Но привычка тараканов кормиться фекалиями не умерла вместе с древними ящерами — современные тараканы, например, не брезгуют фекалиями птиц.

Присоединяйтесь к "Стилю жизни" ВКонтакте и Facebook