Posted 20 декабря 2013,, 13:30

Published 20 декабря 2013,, 13:30

Modified 31 марта, 15:47

Updated 31 марта, 15:47

Намибия: страна диких прерий

20 декабря 2013, 13:30
Есть страна, где никогда не видели снега. Наверное, если бы сюда можно было привезти немного снега, люди с удовольствием покупали бы билеты, чтобы посмотреть на эту невидаль — так же, как и мы в России покупаем билеты в зоопарк для того, чтобы увидеть то, что здесь встречается на каждом шагу. Мы с вами в Намибии.

"Росбалт" и Клуб Путешествий Михаила Кожухова представляет коллекцию лучших маршрутов от известного телеведущего и путешественника.

Еженедельно на страницах "Стиля жизни" публикуется рассказ об одном из интереснейших маршрутов, которые лично отобраны Михаилом Кожуховым и профессионально подготовлены командой специалистов.


Мы в стране, где никогда не видели снега. Наверное, если бы сюда можно было привезти немного снега, люди с удовольствием покупали бы билеты, чтобы посмотреть на эту невидаль — так же, как и мы в России покупаем билеты в зоопарк для того, чтобы увидеть то, что здесь встречается на каждом шагу. Мы с вами в Намибии.

Намибия — большая страна, в которой почти никто не живет. Судите сами — ее территория больше, чем у Германии и Англии, вместе взятых, а население не достигает и двух миллионов человек. Почти сто лет страна была немецкой колонией, а потом еще сто оставалась под управлением ЮАР.

В 80-е годы у нас много писали о Намибии — с помощью нашего оружия и наших денег ее патриоты боролись за независимость. Только вот когда двадцать лет назад победа была достигнута, оказалось, что со строительством социализма они опоздали.

Намибийцы обрели равные права, но не равные возможности. У 2% преимущественно белого населения оказалось около 80% всех национальных богатств. Это — алмазные копи, фермы и шикарные гостиницы в саванне, куда каждый год приезжает почти два миллиона туристов — походить по нехоженым дорожкам, увидеть невиданных зверей. Остальные 98% ведут скромную жизнь.

Древние традиции африканских лекарей: в гостях у Нама

Большинство темнокожих жителей Намибии оказалось на полдороге между привычным африканским миром и тем миром, который принесли сюда белые. Например, живут они уже не в африканских круглых хижинах, а в домах, которые их научили строить европейцы. Однако в случае, если у них что-нибудь болит, то здесь, в деревне Матнахоэ, где живет народ нама, люди идут к бабушке Хане, которая знает, как лечить их болезни.

Люди утверждают, что Хана умеет лечить все болезни, но сама она говорит, что может справится только с некоторыми заболеваниями, например, с ожогами, головной болью, поносом, болью в суставах, бессонницей.

Бабушка Хана показывает нам некоторые из своих лекарств. Первым оказывается объемистая банка с травами — это средство помогает при гриппе, простуде, при кашле. Его настаивают на горячей воде и пьют по несколько раз в день — тогда все проходит.

Содержимое другой банки довольно неожиданное — это экскременты обезьян. По словам Ханы — лучшее средство при болезнях ног, а вот детям, когда они болеют, давать их необдуманно нельзя, важно точно определять дозу.

В жестяной баночке — кроличьи экскременты, которые Хана считает панацеей от всех гинекологических болезней.

Шутки шутками, но знания африканских врачевателей абсолютно не изучены белыми, и вообще-то здесь есть кое-что такое, чему стоило бы поучиться.

Нама имеют славу великолепных лекарей. Врачевать бабушку Хану учила ее мама, и рецепты, которые она использует сегодня, сохранились еще с тех времен, когда здесь не было никаких больниц и лекарств. Нама когда-то были кочевым народом, но с установлением апартеида они лишились возможности свободно передвигаться по континенту. Тогда им отвели ту местность, которую они занимают сейчас. Нама перестали быть кочевниками, но до сих пор помнят кое-что из давних своих традиций.

Кошкин дом: в приюте для необычных котят

Возможность увидеть своими глазами зверей, знакомых только по зоопаркам да по детским книжкам — это в основном и влечет в Африку толпы приезжих. Некоторые увозят с собой сувениры и восторженные воспоминания, а некоторые остаются здесь навсегда. Остаются в хорошем смысле — есть в здешних просторах и в добродушии здешних людей очень сильный магнит, притягивающий европейцев. Впрочем, у всех, кто остается на черном континенте, для этого есть свои собственные резоны.

Многие приезжают в Африку для того, чтобы убивать диких зверей. Некоторые, прямо скажем, немногие — для того, чтобы помочь им выжить. Один из таких людей — наш проводник, Оливье Пуале. Вместе со своим отцом он живет в Намибии уже много лет. К ним на ферму привозят котят гепардов, которые смогли выжить после того, как их матерей убили. Фермеры выращивают их и потом отпускают в саванну.

Несколько лет назад Оливье вместе со своим отцом купил здесь землю, и теперь все охотники вокруг знают, что если, не дай Бог, будет убита мать леопарда, гепарда или льва, то здесь ждут котят — эти люди помогут им вырасти.

Перед нами — гепарды, которые уже два года живут на ферме Амани Лодж. Впрочем, ферма — это, пожалуй, громко сказано. Просто несколько сотен гектаров земли, огороженных колючей проволокой. Здесь еще есть небольшая уютная гостиница, чтобы окупать расходы — вот и все хозяйство.

Тем гепардам, которые сейчас перед нами, недолго осталось нежиться в тепличных условиях — уже через пару недель их выпустят на свободу. Мы скармливаем гепардам сырое мясо — они расхватывают его и отбегают на безопасное расстояние от нас. Это — не аттракцион, а повседневная работа для Оливье. Больше ничего происходить не будет, если, конечно, гепарды наелись. Ну, а если нет — тут возможны варианты.

Оливье рассказывает нам о том, что при работе с гепардами ни в коем случае нельзя отводить взгляд — нужно смотреть большим кошкам прямо в глаза. Если отвернешься или опустишь голову, у тебя могут быть проблемы. Интересно — значит, прав был Киплинг, который еще в книге о Маугли говорил о том, что зверь не выдерживает взгляда человека.

Гепарды тем временем выстраиваются полукругом перед нашим джипом, а Оливье спускается на землю и взмахами рук отгоняет их подальше. «Главное, — говорит он, — не поворачиваться к ним спиной, они могут напасть. И еще — если они почувствуют твой страх, это тоже может кончиться плохо». Оливье возвращается в джип, и мы уезжаем с места кормежки. Некоторое время гепарды следуют за нами — будто провожают.

К сожалению, охота на диких зверей остается очень популярной в Африке, хотя и не совсем понятно, как можно убивать этих великолепных кошек. Но, увы, здесь, в Намибии нет прайс-листа на отстрел диких животных. Популяция кошачьих сокращается — и не только из-за толстопузых европейцев, которые приезжают сюда охотиться. Львы и гепарды убивают скот, и фермеры отстреливают их, защищая свои стада.

Двадцать лет назад в Намибии было около восьмисот львов. Сегодня их осталось не более четырехсот. Гепарды — еще более редкий вид. Их во всем мире осталось не больше десяти тысяч. Поэтому каждый выращенный и отпущенный на волю котенок дает шансы этим видам просуществовать еще хотя бы несколько десятилетий.

Покормив гепардов, мы отправляемся ко львам. Их территория огорожена специальным забором. За ним нас ждут два красавца — Бунгани и Зураби.

Бунгани смотрит на нас не очень-то по-доброму. Оливье объясняет, что это — потому, что лев нас не знает. Бунгани демонстрирует уважение, но видно, что он нам совсем не рад. Мясо для львов оставляется в заранее выбранных местах. Оливье считает, что кормить львов в клетке, как в зоопарке — неправильно. Хищник должен найти добычу.

Мясо разбрасывается по скалам, чтобы хищники поработали — это как игра для них. Разложить приманку надо быстро, за то время, пока львы проходят путь от загона до скал, на которых мы раскладываем мясо.

При этом в некоторые места Оливье отправляется один. Он считает, что это — территория львов и не стоит лишний раз топтать ее и оставлять на ней человеческий запах. Оливье хочет, чтобы все было естественно, и потому он не кидает мясо в клетку, а кормит львов на свободе. Перед тем, как оставить мясо, он проводит им по земле, формируя «дорожки» из запаха — это поможет львам найти добычу.

История Зураби и Бунгани трагична. Они — сироты. Их мать, как и мать тех гепардов, которых мы кормили раньше, также погибла, став жертвой охотника. Булгани и Зураби были тогда совсем маленькими, и люди решили оставить их для забавы.

Когда же львята подросли, забава превратилась в кошмар. Зверей заперли в клетках и почти не кормили так, что когда Оливье и его отец узнали о них, львы почти умирали от истощения. Сегодня все это в прошлом — Бунгани и Зураби почти привыкли к своему новому дому, однако они не скрывают, что не любят людей и не доверяют им. В саванну их отпускать страшно — львы выросли с человеком и вряд и теперь научатся охранять свое будущее потомство.

Напоследок мы познакомимся с гепардом по имени Аня. Она живет на ферме семьи Пуале. Здесь она оказалась двухнедельным котенком, а сегодня ей почти пять лет. Большая кошка стала членом семьи. Аня — очень ласковая девочка, и семейство Пуале говорит, что никогда не отпустит ее и никому не отдаст ни за какие деньги.

Мы идем к Ане, а она встречает нас кошачьим урчанием — это особенное мурлыкание говорит, что самка гепарда рада нас видеть. Аня тем временем подходит к Оливье, усаживается рядом и подставляет голову, чтобы ее погладили. Аня ведет себя совсем как кошка — ей нравится, когда ее почесывают за ухом и гладят. Ощущения от знакомства потрясающие — все-таки это гепард, способный убивать одним прыжком. И вместе с тем Аня оказывается ласковой и совсем не агрессивной.

Коллаж из морепродуктов: урок поварского искусства в Уолфиш-Бей

Часто Намибию называют африканской Европой — потому, что ее культура как мозаика собрана по частицам в разное время приезжавшими сюда переселенцами. Среди этих переселенцев были и предки Уго, шеф-повара ресторана в городе Уолфиш-Бей. Вместе с Уго мы сейчас будем делать блюдо, которое называется «Коллаж из морепродуктов».
Для этого блюда нам потребуются два вида рыбы, филе кальмара и две большие креветки. Еще нам нужен зеленый шпинат, помидоры, кускус, цукини.

Сначала мы снимаем кожу с рыбьих тушек. Пока мы занимаемся этим, Уго рассказывает, что он считает себя намибийцем, несмотря на то, что его предки приехали сюда из Голландии и Ирландии. Случилось это давно — шесть поколений назад.

Мы переходим к чистке креветок, а Уго продолжает свой рассказ: «Разница между потомками переселенцев из Европы и сегодняшними европейскими туристами огромна. У нас другой уклад жизни, все намного спокойнее, чем в развитых странах. Но у нас жизнь лучше и чище, чем у них. Я был в Германии, Соединенных Штатах, других странах. Но желания остаться нам навсегда у меня не возникало, это не по мне».

Креветки почищены и разложены на столе вместе с рыбой и кальмарами. Мы немного солим и перчим их, а Уго подогревает оливковое масло. Мы обмакиваем рыбу в муку и выкладываем на сковороду.

Дальше беремся за помидоры — надрезаем их и заливаем кипятком — это нужно, чтобы кожура сошла легче. Пока помидоры стоят в кипятке, режем лук. Потом переворачиваем рыбу на сковороде и чистим помидоры. С них надо снять кожуру и вырезать внутреннюю часть. Мякоть нарезается и отправляется к луку.

Дальше чистим цукини. Снимаем кожуру и оставляем ее — именно она нам и нужна. На отдельной сковородке обжариваем лук, помидоры и кожуру, добавляем перец и соль. Дальше на другой скороде разогревается кускус. Еще одна сковорода — для зеленого шпината, который обжаривается с луком и чесноком.

Готовим соус: берем два яичных желтка, выдавливаем сок лимона, добавляем укроп и мяту, начинаем взбивать, вливая тонкой струйкой растопленное сливочное масло.

Наконец, объединяем все ингредиенты: на тарелку выкладывается кускус, на него — шпинат. На шпинат горкой выкладываются рыба, кальмар и креветки, между ними — новые слои шпината. Сверху блюдо заливается соусом, украшается помидорами с луком, посыпается специями, и — можно наслаждаться результатом.

Намибия — страна необычная. Дикая саванна и ее обитатели с одной стороны, вполне современные города — с другой.

Здесь стоит побывать. Это не просто экзотика, а другой мир, где влияние белого человека хоть и чувствуется, но не настолько сильно, чтобы оттеснить на второй план истинно африканский уклад жизни, обычаи и традиции, уходящие своими корнями к первобытным временам.

Присоединяйтесь к "Стилю жизни" ВКонтакте и Facebook