Posted 16 октября 2016,, 13:36

Published 16 октября 2016,, 13:36

Modified 31 марта, 01:33

Updated 31 марта, 01:33

Начальник — тоже человек

16 октября 2016, 13:36
Сегодня мир празднует День шефа, или босса, или начальника, установленный любящими подчиненными.

Ежегодно 16 октября во многих странах отмечается День начальника (он же шеф, он же босс). Этот профессиональный праздник руководителей коллективов всех уровней родился в Америке 1958 года. Некто Патриция Хароски, работавшая секретарем в компании State Farm Insurance Company, предложила учредить новый праздник, посвященный чествованию любимого руководителя.

В 1962 году праздник был официально утвержден губернатором штата Иллинойс (США) Отто Карнером. Первоначальная идея заключалась в том, что работники поздравляют своего начальника и благодарят его за то, что он был добр и честен в течение года.

Традицию празднования Дня босса поддержали в Канаде, Европе, Австралии и Южной Африке. В России этот праздник также приобретает все большую популярность. В этот день полагается вспомнить, что руководитель — это профессия. Что это — работа без отдыха, ответственность за каждый шаг, за каждое слово, за благополучие подчиненных ему людей.

И еще полезно вспомнить о том, что шеф — это, прежде всего, человек. Но просто вспомнить — недостаточно. Праздник — это еще и повод преподнести боссу подарок, выразить уважение и признательность.

Россияне не могли не отличиться и здесь — ежегодно 28 сентября в нашей стране отмечается еще и День генерального директора.

Мы привыкли, что начальник чаще всего ругает своих подчиненных, но и это мудрый руководитель должен делать правильно. То есть нельзя забывать, что критика босса — это необходимо, но еще более важно иногда хвалить и подбадривать подчиненных.

Многие считают, что если все нормально — чего хвалить? Это абсолютно контрпродуктивная идея. Дело в том, что подчиненные, как правило, с детства нарастили защитную броню от постоянной критики. Все то важное, что хотел бы донести шеф до своих подчиненных, тонет на фоне размышлений, типа, «он ругается, потому что плохое настроение» или «ко мне просто придираются».

Отрицательные сигналы руководителя подчиненным необходимы. Если их не будет, работники останутся в уверенности, что все хорошо и нормально. И будут очень удивлены, когда Шеф в один прекрасный день заорет: «Все! Надоело! Уволить немедленно!».

Поэтому ругаться нужно правильно, и тут должны действовать два главных принципа.

Первый — целенаправленность. Критиковать подчиненных надо, если их поведение чем-то не устраивает и хотелось бы изменить его на такое, которое устраивало бы. При этом шеф сам должен точно понимать и первый, и второй варианты.

Второй — результативность. Сеанс критики должен не только произойти, но и привести к позитивным изменениям.

Что обычно этому мешает? Больше всего — поведение самого руководителя. Если подчиненный видит в нем элемент субъективности, или вообще не очень понимает, о чем речь, скорее всего, автоматически включится защитный панцирь.

Вопросу правильной критики посвящена масса литературы, начиная с известных советов Дейла Карнеги. Особенно часто упоминают «принцип гамбургера»: позитивное начало — критика — позитивный конец.

Звучит красиво, но редко работает. На самом деле есть простой алгоритм, как дать подчиненному обратную связь, чтобы добиться реальных улучшений.

Для начала не надо откладывать критику в долгий ящик.

Одна знакомая начальница решила укрепить дисциплину. Сотрудники часто опаздывали, а она делала вид, что не замечает. Зато в конце месяца затребовала распечатку из системы контроля, суммировала пропущенное время и наказала всех любителей опоздать пропорционально рублем.

Да, опоздания прекратились. Только моральный климат в подразделении и отношение людей к начальнице потерпели значительный ущерб. А ведь можно было просто поговорить с людьми, даже пригрозить штрафом, если уж так хочется.

Во-вторых, для критики надо найти правильное время и место.

Лучше всего — в собственном кабинете, в переговорке, или еще где-нибудь, чтобы беседа с самого начала воспринималась как серьезная и специальная. Лучше всего, конечно, тет-а-тет. Критиковать подчиненного при других работниках не слишком этично, поэтому стоит избегать подобных разговоров в лифте или посреди коридора.

Единственное место, где позволительно публично раздавать «пряники» — это планерка (летучка). Там это нормально… только орать не стоит. Это, как ни странно, не повышает, а снижает значимость критики. Грамотные руководители, ругая подчиненных, наоборот, понижают тон, тут-то все и настораживаются.

В-третьих, важно четко и внятно объяснить, что не нравится в поведении подчиненного и чего от него хотят.

Столь любимые многими руководителями риторические вопросы вроде: «Это что такое?!», «До каких пор?!», «Сколько раз я тебе говорил?!» — не работают. Потому что они практически повторяют общение с разгневанными родителями и учителями, от которого люди привыкли защищаться с детства…

В-четвертых, нельзя впадать в монолог и затягивать сеанс критики.

Многие начальники считают, что чем дольше ругаешь подчиненного, тем лучше до него дойдет. На самом деле, это только бесит человека. И с каждым словом шефа слушают все меньше и меньше. Опять-же, люди с детства приучены к долгим нотациям.

В-пятых, разговор обязательно надо закончить подведением черты и договоренностями.

Главное — добиться от человека реакции: «Да, я все понял, иду исправлять». А потом надо обязательно проверить, были ли улучшения, и опять дать подчиненному обратную связь. Хорошо, если на этот раз — положительную!

По материалам Calend.ru и «Профессионалы.ru»