Иудеи переселились в шалаши

Наступил еврейский праздник Суккот: верующие сооружают шатры, сквозь крыши которых видны звезды.


© СС0 Public Domain

Еврейский праздник кущей, или Суккот, начинается на 15-й день нового года и продолжается семь дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей.

Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи». Эти сооружения символизирует отказ от иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин.

Заповеди пребывать в сукке дается множество объяснений: например, что устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей.

Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.

И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела.

Этрог — это сердце, а тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник. Мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

В Израиле в канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках.

При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды.

Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь.

Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.

В России главный раввин Берл Лазар поздравил верующих, отметив, что Суккот говорит о единстве и необходимости радоваться дарам Бога в течение всего года.

«Суккот недаром называется также "праздник сбора урожая" — не только в контексте сельскохозяйственных работ, но и в более общем смысле. В эти дни мы видим результаты своей работы за истекший год, радуемся достижениям, размышляем о том, как сделать больше, как добиться лучшего», — заявил раввин.

По его словам, все источники радости заключаются в том, что «на самом деле все они черпают основу в одной важнейшей идее: в признании того, что все в нашей жизни зависит от Бога».

По материалам Calend.ru


Читайте также У иудеев начинается праздник дарования Торы