Posted 6 февраля 2017,, 07:07

Published 6 февраля 2017,, 07:07

Modified 31 марта, 00:19

Updated 31 марта, 00:19

В Шереметевском дворце можно увидеть жакет Жанны Агузаровой и лоскут кофты Маяковского

6 февраля 2017, 07:07

Просветительская программа «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» стартовала в Шереметевском дворце (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства) с началом февраля 2017 года. Соль проекта — выставка костюмов, аксессуаров, инсталляций, фотографий и видеороликов российских революционеров искусства, которые опередили время, решаясь на самые невероятные творческие эксперименты. В том числе — со своей внешностью, как, например, Жанна Агузарова или Андрей Бартенев.

Они превратили свою внешность, одежду, саму жизнь в искусство и продолжают это делать по сию пору. В исторических интерьерах дворца можно увидеть костюмы и маски из коллекции Российского Этнографического музея, лоскут желтой кофты Владимира Маяковского, французский жакет Жанны Агузаровой, «наполненный верой в себя».

Экспозиция выстраивает тонкую связь между современным перформансом и футуризмом, авангардистской эстетикой и обрядовыми практиками, народным костюмом, ритуальной маской. Авангардисты призывали порвать с традицией, но сохраняли интерес к архаике, используя и преобразуя ее в своих интересах. Сегодня их искусство становится мостом между эстетикой обрядов ряженья и перформансами современных «ряженых» — художников.

В рамках просветительского проекта в минувшие выходные с лекцией «Мода и искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга в 1980-е – 1990-е годы» выступил искусствовед и художник Андрей Хлобыстин. Будучи участником арт-взрыва последних десятилетий прошлого столетия, он рассказал и показал логическую связь процессов, присходивших в петербургском андеграунде на рубеже XX и XXI веков, с хулиганскими выходками эстетов Европы девятнадцатого столетия. Среди героев его рассказа — Виктор Цой, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Бугаев-Африка и другие.

Эфемерность творений этих художников, их связь с временем и миром, жизнь и смерть, состояние «здесь и сейчас», — об этом рассказ исследователя и творца. Проект «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» — один из способов сохранить свежесть восприятия мира и творческое жизнелюбие, чем бы оно ни питалось — папахой из комиссионки, надетой на панковский гребень, или нарисованным на белом кителе твистирующим Сталиным.

В субботу, 11 февраля, состоится завершающая встреча в рамках Просветительской программы выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность». Аким Хаас прочитает рассказ Ольги Тобрелутс, художницы, работающей в собственном узнаваемом стиле с использованием современных компьютерных технологий.