Posted 27 февраля 2017,, 07:42

Published 27 февраля 2017,, 07:42

Modified 31 марта, 00:07

Updated 31 марта, 00:07

Великий пост у православных завершится 16 апреля

27 февраля 2017, 07:42
Пока православные выходят на длительный марафон покаяния и отказа от скоромного, буддисты празднуют Новый год.

У православных христиан в 2017 году Великий пост продлится, как и полагается, 49 дней — с 27 февраля по 15 апреля, а 16 апреля, в воскресенье, наступит Пасха. Накануне, 26 февраля, было прощеное воскресенье, когда христиане попросили прощения у всех, кого только можно. Таким образом завершилась Масленица, веселая и сытная.

А первый день Великого поста у последователей Русской православной церкви получил название «чистый понедельник». В этот день люди стремятся провести в чистоте во всех смыслах этого слова, поэтому в понедельник, как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост: верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями.

Великий пост установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после крещения удалился в пустыню и постился там, а также в память сорокадневного поста Моисея и Илии.

Примечательно, что выпадает эта Святая Четыредесятница, за которой следует еще и Страстная седьмица, не в одно и то же время года. Правила соблюдения и установления Великого поста отражены в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы (недели) православным предписывается поститься очень строго, практически отказавшись от еды.

Большинство постящихся не употребляют мясо, молоко и молочные продукты, рыбу, растительное масло. В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Этим строгим правилам могут не подчиняться лишь дети, беременные женщины, а также больные, немощные и престарелые. Между тем, все христиане без исключения по мере возможностей должны совершать дела любви и милосердия, хранить духовный пост – молиться, каяться, избегать грехов.

Начало Великого поста у православных совпадает с буддийским Новым годом. У него — плавающая дата, которая связана с первым весенним новолунием. Из-за различий астрологических исчислений, учитывая, что в разных странах и регионах лунный день начинается в свое время, даты праздника разнятся. Например, в России он наступает позже, чем в странах Азии.

За три дня до Нового года в буддийских храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви, которая считается покровительницей столицы Тибета – города Лхаса. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

В храмах в течение всего дня и новогодней ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в шесть часов утра. Дома буддисты накрывают праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища: молоко, сметана, творог, масло. В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Посещения друзей и родственников начинаются со второго дня и могут продолжаться весьм месяц, который считается праздничным.

Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Перед наступлением Нового года во всех домах проводится так называемый Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека выбрасываются все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год.

Обряд совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия в знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).

Все вместе это служит своего рода выкупом, который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад, потому что согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним.

В дни Нового года ламы также совершаются обряд запуска «коней ветра удачи». Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, а проще говоря — флажок с молитвами и другими ритуальными изображениями, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

В дни буддийского Нового года также проводится великая молитва Монлам Чхенмо. Она посвящена памяти 15 чудес, которые Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия).

По преданию, вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и стали прилюдно насмехаться над Учителем, демонстрируя окружающим различные чудеса в доказательство своей правоты.

Будда не обращал на них внимания, но однажды ученики попросили его посрамить этих лжеучителей, которые причиняли окружающим только зло и беспокойство. Будда согласился. Было выбрано место — город Шравасти, где он сотворил свои 15 чудес, по одному чуду в день, — создав себе всемирную славу.

Во время торжественных молебнов, посвященных Монлам Чхенмо, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан. В Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге — одном из старейших храмов города.

По традиции, на время проведения Монлам Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех монастырей школы гелуг-па: Галдан, Сера и Дрепунг. На пятнадцатый день праздника принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки персонажей предания о чудесах Будды и выставлять их в монастырях. В монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии Чам.

По материалам Calend.ru