Posted 24 августа 2019,, 08:06

Published 24 августа 2019,, 08:06

Modified 31 января, 23:38

Updated 31 января, 23:38

Как выжить по пути к вершине Казбека

24 августа 2019, 08:06
Что может объединить экономистов, журналистов и педагогов, мужчин и женщин, людей разной спортивной подготовки и выносливости? Горы!

Самое подходящее для восхождения на Казбек время — июль, август и сентябрь. Покорять его вершину мы отправились в августе, в разгар туристического сезона.

Казбек — потухший стратовулкан, его высота достигает 5 033 метров. Расположен он в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии. На вершину отправляются многие, но дойти до конца удается не всем. Причин много: горная болезнь, плохая погода, усталость, травмы, высокое давление… этот список можно продолжать очень долго.

Самый популярный вид восхождения здесь — групповой. Наша группа состояла из 10 человек: шестерых мужчин и четырех девушек. Сопровождали нас трое опытных инструкторов. Для большинства участников это было первое восхождение в жизни.

Когда приехали в Грузию, появилось ощущение, что мы в гостях у бабушки. Наша группа остановились в гостевом доме у подножья горы в деревушке Степанцминда — или, как ее называют местные жители, Казбеги. Дом напоминал советские фильмы «Не горюй», «Пиросмани», «Кавказская пленница»: высокие потолки, настенные ковры. В гостиной сидел дедушка и смотрел телевизор, а на столе всегда стояли угощения.

За отдельную плату хозяйка дома Дарико и ее помощницы готовили завтраки и ужины, ни один из которых не обходился без вина, хачапури, хинкали, различных салатов и сыров. В семье Дарико все плотного телосложения, у мужчин — «круглые животики». Женщина называла их «грузинскими мозолями», а туристам не забывала предлагать добавку. Говорят, за время восхождения человек может похудеть до 10 кг. Но благодаря местному гостеприимству никто из нас «не пострадал».

К высоте нужно привыкать постепенно. Поэтому после завтрака наша «группа экстремалов» отправилась на прогулку в горы. Мы поднялись на 2 тысячи метров над уровнем моря. С непривычки было тяжело. Казалось, вернуться в деревушку не получится, не то что до вершины дойти. Все очень устали, кровь перенасытилась кислородом — у многих с непривычки разболелась голова, хотя прогулка заняла не более четырех часов.

Как ни странно, на следующий день проснулись все с легкостью в ногах и готовностью к дальнейшим подвигам. На этот раз нам предстояло пройти дойти до метеостанции, которая находится на высоте 3 675 метров. Местные жители уже привыкли к большому потоку туристов и научились на них зарабатывать — в том числе, перевозя на лошадях вещи горняков.

Мы уже с легкостью прошли дистанцию, которую преодолели днем ранее. Гиды развели костер, приготовили обед и сварили из собранных по пути трав ароматный чай. По дороге главный гид Роман показывал нам, как растут чабрец и мята. Нашли даже поляну голубики. Горная лесная ягода отличается от садовой — она стелется низко, и заметить ее среди другой травы очень сложно. Ягодки в несколько раз меньше тех, что мы встречаем на прилавках в магазине, но очень сладкие и ароматные.

Чем выше поднимаешься в горы, тем температура воздуха становится ниже. Существует закономерность, что при подъеме на 100 метров температура понижается на 0,6 °C (1 км — 6 °C).

Остановились мы в здании бывшей метеостанции. Она была построена в 1933 году и проработала совсем недолго. Сейчас там альпинисты готовятся к восхождению.

От метеостанции до вершины Казбека остаются самые трудные 1 358 метров. Подъем становится все круче, а дышать — все тяжелее. На этом уровне уже не растет трава, вокруг одни камни. Здесь располагается палаточный городок, где люди привыкают к высоте, акклиматизируются.

Поселиться можно и в здании самой метеостанции — в небольшой и серой комнате, в которой есть только нары и розетки. Удобств на этой высоте практически нет. К палаточному городку альпинисты провели трубу с горного ручья и построили туалет — вырыли дырку в земле и установили металлические конструкции.

В палаточном городке мы общались с другими путешественниками и даже побывали на дне рождения одного грузина. Георгий отмечал сразу два праздника — в этот день он покорил вершину. Причем сделал это в обычных штанах и ботинках. Он уверял, что если дошел в таком виде, то у нас, в специальной одежде и обуви, все точно получится.

На следующий день группа должна была отправиться покорять саму вершину, но погода этому не способствовала. Когда дождь закончился, большинство туристов решили прогуляться до часовни, купол которой было хорошо видно с метеостанции. Идти до нее недалеко, но круто. Находится она на уровне 3 900 метров.

16 августа в 4 утра настал «день Х». Мы взяли снаряжение, утеплились и надели налобные фонарики. К рассвету дошли до ледника — теперь предстояло двигаться только по льду.

У основания ледника группа застала необыкновенной красоты восход солнца. В горах он совершенно другой. Здесь вы не увидите теплого мягкого света, как на море. Видно, как из-за гор выходят жесткие холодно-оранжевые лучи. Небо окрашивается в оранжевый, фиолетовый, синий, желтый, красный и даже зеленоватый цвета.

Мы достали теплую одежду — горнолыжные штаны, куртки, пуховики, термобелье и все прочее.

Андрэ — экономист. В горах первый раз. Многодетный отец, худощавого телосложения. Девиз: «Слово жены — закон». Когда все скрепились между собой и были готовы двинуться дальше, инструктор обнаружил, что один из членов группы… стоит в джинсах. Оказалось, что у Андрэ все-таки были теплые вещи, а именно — рыболовный костюм. Все три инструктора ринулись помогать невнимательному туристу переодеться. И вот все снова в строю. Обули «кошки», скрепились в связки, в каждой из которых было по четыре туриста и один гид.

Мы видели, как в леднике появляются первые трещины, передвигаться становилось опасно. В связке нужно идти с одной скоростью, не рваться вперед и не отставать. Но по факту получалось, что с двух сторон тебя немного тянут, и это доставляло дискомфорт.

Катя — пиар-менеджер. В горах первый раз. Замужем. Детей нет, но очень любит котиков. Уже через 15 минут передвижения по леднику она подвернула ногу во время прыжка через трещину. Несмотря на травму, решила продолжить путь. Ведь если кто-то из туристов возвращается в лагерь, группа теряет одного из трех гидов. Получается, если травмируется или устанет еще один турист, возвращаться придется всем. Группа не может остаться с одним инструктором, в горах это недопустимо.

Привалы длились максимум 10 минут, пили чай, ели только орехи и конфеты — на такой высоте пища очень плохо усваивается.

Последний рывок — и гора перед нами как на ладони.

Павел — финансовый директор. В горы старается ходить каждый год. Холост. В этот раз Павла подвело самочувствие — у него высокое артериальное давление и из-за подъема ему стало хуже. Павел хотел остаться и подождать группу, но это заняло бы около двух часов. В такой ситуации для него был велик шанс замерзнуть. Поэтому решили идти дальше все вместе.

«Последний рывок» длился около часа, к тому же нас застала вьюга. Сдаваться было поздно — ведь мы шли уже более 7 часов. Финальные 15 минут восхождения стали самыми трудными. Казалось, сил нет совсем. Зато когда мы дошли до цели, сразу появились силы и хорошее настроение.

С вершины горы ничего не было видно из-за тумана, дул сильный ветер. Но это не помешало сделать хорошие фотографии.

Пока все фотографировались и отдыхали, вьюга разыгралась не на шутку. Снег летел в лицо, спускаться нужно было на тросах — а это заняло много времени и сил. Было плохо видно, начались сумерки. Мы вернулись к основанию ледника. Для кого-то это место стало страшным воспоминанием. На леднике очень много трещин, которые нужно перепрыгивать или обходить. Многие из них припорошены снегом, и есть большая вероятность провалиться. В связке, конечно, шансы выбраться намного выше.

Перед восхождением на занятии инструкторы рассказывали нам, что в случае падения с горы или в трещину нужно цепляться ледорубом за все подряд. Конечно, все члены группы были уверены, что на практике никаких падений не будет.

Когда идешь почти сутки — сил практически не остается, двигаешься «на автомате», а если вокруг метет вьюга и под ногами трещины, становится действительно страшно. Первым в связке шел Михаил, преподаватель финансовой грамотности. В горах был несколько раз. Любит путешествовать, управляет двухместным самолетом. Он провалился под лед, максимум по колено. Но за эти доли секунды у всей группы буквально жизнь пролетела перед глазами. Дальше идти стало еще страшнее.

Саша — пиар-менеджер. В горах первый раз. Невысокого роста, блондинка. Не замужем. Девиз: «Говорить можно со всеми и обо всем». В пути девушка очень сильно натерла ноги: ботинки она одолжила у подруги и до восхождения ни разу их не носила. Идти стало невыносимо — Саша просто остановилась и начала рыдать.

Темнело, нервы сдавали уже у всех. Кто-то хотел быстрее попасть домой, кто-то еле шел — у Кати к этому времени сильно распухла нога, Саша прихрамывала все больше, а Павел уже не видел ничего вокруг. Головы разболелись почти у всех членов группы. Подбадривали только гиды, которые при этом несли гораздо больше вещей, термосы, дополнительные крепления, еду и многое другое.

Уставшие, но счастливые мы вернулись на метеостанцию. В эту ночь все спали как убитые. А рано утром погрузили вещи на лошадей и отправились в свою деревушку у подножья горы.

Нам все же удалось покорить величественный Казбек!

Елена Кухарева

Если вы хотите научиться писать интересные статьи о своих поездках по миру, а также делать профессиональные фото и видео, — запишитесь на курс лекций по журналистике путешествий, который начнется 19 сентября.