Posted 11 октября 2019,, 09:58

Published 11 октября 2019,, 09:58

Modified 30 марта, 15:47

Updated 30 марта, 15:47

Япония — без гида и знания языка

11 октября 2019, 09:58
У нас было всего полтора дня, во время которых мы попытались объять необъятное.

Первое, чем поразила Япония, — отсутствием пробок. Многоуровневая система дорог позволяет развести потоки на загруженных трассах. Пешеходы, чтобы перейти проезжую часть, выстраиваются в длинные шеренги по одному — и таким образом пропускают несколько циклов светофора. Не уловив в этом никакой логики, наша русская туристическая группа сбилась в кучку и перешла за один цикл. Вы бы слышали, как японцы зароптали! Видимо, мы нарушили местное негласное правило.

Поселились мы рядом с крупнейшим транспортным узлом в Токио — Синагавой. С одной его стороны расположены отели, офисные здания и кипит деловая жизнь, а с другой — спальный район.

Второе потрясение ждало нас в ресторане: объем порций был даже не детский, а «на зубок». Крошечная плошка, в которой плавают три мелкие креветки в соусе карри. Суп — 100 миллилитров бульона, немного водорослей и зеленый лук…

Оставив в ресторане 165 иен ($180 или 5400 рублей), мы, по-прежнему голодные, пошли на поиски еды. Было уже довольно поздно, многие магазины оказались закрыты. Но нам удалось найти, как мы решили, супермаркет. Там закупились развесной красной икрой, хлебом с отрубями (другого нет), овощами, рыбой, креветками и кальмарами в кляре (позже мы узнали, что в кляре готовят вчерашние продукты, и на самом деле это — наборы для бомжей). На все у нас ушло 20 иен ($22 или 665 рублей). Очень счастливые мы вернулись в отель. И там наши бывалые туристы объяснили, что мы были вовсе не в супермаркете, а на мелкооптовом рынке.

На следующее утро решили съездить в город Камакура (благо вокзал Синагава рядом, а платить гиду $1000 в день — не наш метод). Указатели на станции там дополнены переводами на английский, корейский и китайский языки. В Камакуре все надписи были уже исключительно на японском. Кстати, надо быть внимательными с линиями поездов: не факт, что отправившись какой-то пункт по одной линии, возвращаться нужно будет по ней же.

Камакура — культурный и религиозный центр, что-то вроде российского Сергиева Посада. Расстояние до города порядка 50 км, это около часа пути.

В японских поездах поразили не только скорость и хорошее кондиционирование, но и абсолютное равнодушие пассажиров к старикам, беременным и женщинам с грудными детьми — им никогда не уступят место. Кроме того, если в вагоне становится невозможно стоять на расстоянии «согнутого локтя», японцы перестают в него заходить и ждут следующего поезда, выстроившись — как? — правильно: в шеренгу по одному, напротив отметки на платформе. Так же они выстраиваются и на эскалаторы.

В Японии не принято активно жестикулировать. А еще японцев не стоит трогать, дергать за руку или хлопать по плечу — на такие действия они вполне могут обидеться, поскольку очень трепетно относятся к личному пространству.

Добравшись до Камакуры, мы увидели огромное количество храмов, очень похожих между собой и различающихся лишь размерами.

Основной материал — дерево: оно хорошо проводит тепло и впитывает влагу, а также очень практично при землетрясениях. Сначала для строительства храмов использовалась неокрашенная древесина, позже стали появляться красные и синие оттенки.

Миновав территорию монастыря, мы вошли в бамбуковый лес — очень прозрачный, светлый и чистый. Японцы огромное внимание уделяют ландшафтному дизайну, каждый кустик пострижен и сформирован, как произведение искусства.

В водоемах обязательно разводят карпов — согласно местному поверью, эти рыбки приносят удачу.

Японцы с давних времен предаются созерцанию природных явлений, считая, что это позволяет человеку ощутить себя частичкой Вселенной, обрести внутренний покой и умиротворение. В Японии даже есть государственный праздник «День зелени» (Мидори но хи), который отмечается 29 апреля со дня вступления на престол императора Хирохито, очень ценившего природу.

На прогулках можно встретить либо мам, либо пап с детьми — бабушек и дедушек с внуками я не видела ни разу. Современная японская семья — это обычно родители и двое детей. До трех лет ребенка воспитывает в основном мать — отец много работает и побыть с родными может только на выходных. К старшему поколению относятся уважительно, но дети общаются с родителями очень редко, и то в основном по телефону или через интернет. Подобные отношения приводят к тому, что японские бабушки и дедушки видят внуков в лучшем случае пару раз в год.

Видели мы и школьников, идущих после занятий домой: девочки веселые и общительные, а мальчики выглядят как старички с потухшим взглядом. Наверное, всему виной японская система воспитания: до пяти лет дети — «цари и боги» в семье, а потом попадают в очень жесткую систему ограничений, норм и правил, которые необходимо выполнять, чтобы быть «как все». Иначе можно «потерять лицо» — а для японца это катастрофа. Видимо, такой резкий переход от детства к взрослой жизни оказывается для мальчишек непростым испытанием.

На обратном пути из Камакуры мы собирались сесть на оранжевый поезд линии «Йокосука Лайн» и вернуться на вокзал Синагава. Пока ждали, я уступила место на лавочке японской бабушке. Она разулыбалась и начала что-то спрашивать — естественно, по-японски. Но мы продолжили разговор на пальцах. И тут выяснилось, что для возвращения в Токио нам нельзя садится на линию «Йокосука Лайн» — она ведет на другой конец острова. Нужна синяя ветка.

Как я узнала позже, у японцев есть традиция: если тебе помогли, ты должен обязательно отблагодарить сторицей. В итоге мы благополучно добрались до Токио, без знания языка и сопровождения гида. Спасибо японской бабушке.

В Токио мы опять побежали на мелкооптовый рынок, закупили суши с угрем, лососем, гребешком (оказывается, риса там должно быть мало, потом идет тонкий слой васаби, и только потом толстый и большой ломоть рыбы, накрывающий рис со всех сторон). Пообедали в отеле (есть на улице в Японии считается неприличным) и поехали на «самом дорогом в мире» японском такси в торговый квартал Гинза.

В такси используются машины Toyota Crown Comfort. Водитель в белых перчатках, задняя дверь открывается и закрывается автоматически по нажатию кнопки, внутри салона чистота необыкновенная. По результатам: 20-минутная поездка по Токио обошлась нам дешевле, чем 10-минутная по Москве. И самое главное — не давайте таксистам чаевых, в Японии это не принято.

Гинза — это смешение разных стилей. Там можно встретить женщин в кимоно и в современной одежде.

Великолепно оформленные витрины магазинов сочетаются с неоновой рекламой. В целом очень красиво и потрясающе чисто.

Ценник по сравнению с Тверской очень гуманный. Для примера: осенние кожаные перчатки: 900 рублей — в Гинзе, 2500 рублей — в Москве (не на Тверской).

Наше внимание привлекли необычные модели японских дизайнеров. Думаешь — платье это или юбка? Оказывается — блузка. В обычной жизни носить такое мало кто станет, но примерить очень интересно.

Решили попробовать японские пирожные. Меня разбирало любопытство: как японцы делают крем без молока? Ведь известно, что молочные продукты у них у них не усваиваются, поэтому они их не едят. Оказалось — все из сои и рисовой муки. Пирожные очень красиво оформлены и еще лучше упакованы (в Японии их преподносят как подарок), но на вкус — пресноватые, не жирные и не очень сладкие (что мне как раз понравилось). Второй раз купить не захотелось.

В целом Япония удивляет, заставляет улыбнуться и погрустить. Особенно поражают люди — с абсолютно другим менталитетом, как будто с другой планеты.

Улетали мы из Токио в Индонезию. Выйдя из аэропорта Денпасара, увидели балийцев, их лукавые открытые улыбки. Эти люди не боятся «потерять лицо», им не придет в голову обидеться из-за чаевых или дружеского прикосновения.

И на душе отлегло.

Все хорошо, почти как дома.

Татьяна Голева

Если вы хотите научиться писать интересные статьи о своих поездках по миру, а также делать профессиональные фото и видео, — запишитесь на курс лекций по журналистике путешествий.