Posted 10 февраля 2020,, 16:51

Published 10 февраля 2020,, 16:51

Modified 30 марта, 14:57

Updated 30 марта, 14:57

«Паразиты», или как мир шансона занимает место мира айфона

10 февраля 2020, 16:51
Такой универсальной злободневности от конформного и консервативного «Оскара» никто не ждал.

Каждый год в начале февраля итоги «Оскара» неизменно становятся главной темой любой светской беседы. Решения американской киноакадемии вызывают ожесточенные споры и нешуточные перепалки, порождают лихорадочный ажиотаж в социальных сетях и перешептывания в курилках.

Впрочем, уже через несколько дней широкая общественность забудет про очередные итоги, и лишь кинокритики, как всегда, продолжат упражняться, нещадно раздавая многочисленные оплеухи монстру по имени «Оскар».

Тем не менее есть несколько причин, по которым нынешний список награжденных войдет в историю киноиндустрии.

В прошедшем киносезоне зрителям повезло: на экраны вышел целый ряд «нестыдных» фильмов разной степени проработанности. Впервые за долгие годы все ленты, попавшие в основные оскаровские номинации, хотелось посмотреть. И ни одна из них в итоге не вызвала привычного ощущения, что тот или иной фильм включили в список «лучших из лучших» исключительно из высоких гуманистических соображений — и именно на этом основании несколько тысяч киноакадемиков, представителей могущественной американской индустрии, присудят ему награду.

Конечно, это компромисс. Однако ничего другого от «Оскара» уже давно не ждали. Работы, которые более-менее всех устраивают, — вот что можно сказать примерно про всех лауреатов и номинантов премии последних лет.

На этот раз оскаровские картины хоть и были в чем-то несовершенны, но все же каждая из них в той или иной степени стала Событием. «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокер» Тодда Филиппса, «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити, «1917» Сэма Мендеса, «Брачная история» Ноа Баумака и другие ленты точно заслуживают просмотра.

2019 год не стал, впрочем, «новым 1999-м» по количеству и качеству вышедших на экраны и вошедших в учебники фильмов, и все упомянутые работы не выводят из зоны зрительского комфорта.

Есть исключение из списка добротных шедевров от «признанных мастеров кино». Это «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун-Хо. Впервые в истории «Оскара» фильм на иностранном языке победил в номинации «Лучший фильм». Картина стала и «лучшим международным фильмом» (до нынешней церемонии категория называлась «лучший фильм на иностранном языке»). Пон Джун-Хо получил режиссерскую награду. Статуэтка за лучший сценарий — тоже у «Паразитов».

Одним словом, в целом консервативное и довольно инертное жюри наградило остросюжетный социальный триллер южнокорейского автора, легитимизировав тем самым максимально широко интереснейший национальный кинематограф.

В «Паразитах» бедная корейская семья живет в убогом подвале, перебивается случайными халтурами и мечтает о лучшей жизни. И однажды хитростью перебирается к богатой семье, чтобы жить в ней и работать, отравляя ее изнутри.

Старшей сестрой «Паразитов» можно назвать «Елену» Андрея Звягинцева, завоевавшую девять лет назад в Каннах приз жюри. В нем бедная Елена выходит замуж за богатого. После смерти мужа она «помогает» своему сыну и его семье.

Россия шансона постепенно занимает место России айфона. И по-прежнему, как писали критики, «что с этим делать — решительно непонятно». Судя по всему, непонятно до сих пор — причем не только в России, но и в Южной Корее, и во всем мире.

Такой универсальной злободневности, пожалуй, от конформного «Оскара» мы и не ждали.

Артем Мельник