Конституция от "Регионов": пророссийские идеи по сходной цене?

Партия Регионов презентовала свой проект изменений в Конституцию Украины. Его принятие в Раде возможно только при поддержке БЮТ. Эксперты полагают, что в обмен на договоренность с Тимошенко по урезанию полномочий президента, "бело-синие" откажутся и от идеи нейтралитета Украины, и от поддержки государственного статуса русского языка.

Оппозиционная Партия Регионов презентовала свой проект изменений в Конституцию Украины. «Бело-синие» обещают зарегистрировать этот документ в Верховной Раде уже на следующей неделе и надеются, что за него проголосуют 300 необходимых по процедуре депутатов. Хотя это возможно, только если "Блок Юлии Тимошенко" поддержит предложенный документ. Но «сердечные» уже сегодня заявляют, что не приемлют его основные принципы: нейтралитет Украины и предоставление русскому языку статуса второго государственного. Эксперты, в свою очередь, не исключают, что в обмен на договоренности с БЮТ, "регионалы" «сдадут» пророссийские идеи, как они это неоднократно делали после избирательных кампаний. Ведь стратегическая цель у "Регионов" и Леди Ю одна: урезать полномочия президента, превратив Украину в парламентскую республику, тем самым, разделив страну «на двоих».

Блокируем НАТО, а с ним и ЧФ?

Аккурат после Дня Конституции, когда Основному Закону Украины исполнилось всего 12 лет, Партия Регионов презентовала свой проект изменений к этому документу. В стенах Верховной Рады депутат из лагеря «бело-синих» Елена Лукаш сообщила, что «с сегодняшнего дня наработанный текст поправок будет открыт для всенародного доступа и изучения на сайте партии». Краеугольным камнем презентованного документа стало изменение преамбулы действующей Конституции. А именно, со слов Лукаш, «помимо упоминания Акта о независимости Украины, логично вписать Декларацию о государственном суверенитете» от 16 июля 1990 года, что закрепит наш внеблоковый статус».

Cегодня статьей 18 Конституции предусмотрено, что «внешняя политика осуществляется в национальных интересах путем мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества». "Регионы" предлагают кардинально другую формулировку. А именно: «Украина является внеблоковой страной, не может принимать участие или присоединяться к военным союзам». В то же время, участие в «экономических союзах (таких, например, как ЕС или ЕЭП, - прим.) возможно только по результатам Всеукраинского референдума», а он, согласно проекту, назначается парламентом, а не президентом, как предусмотрено в действующем Основном Законе.

По мнению экс-министра юстиции, депутата от ПР Александра Лавриновича, который также участвовал в презентации проекта, «внеблоковый статус усилит норму о невозможности размещения на территории Украины военных баз других государств». Показательно, но на уточняющий вопрос журналистов - значит ли это, что в таком случае о пролонгации пребывания Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года, говорить не придется? - Лавринович так и не смог ответить. Растерявшись, «главный юрист» ПР в очередной раз заявил о «необходимости закрепления нейтрального статуса Украины», не словом не обмолвившись о ЧФ.

Напомним, что в действующем Основном Законе также прописан запрет на размещение в стране военных баз иностранных держав. Однако в «Переходных положениях» для ЧФ РФ сделано исключение, в виде права базирования в Крыму и Севастополе, правда, только до 2017 года.

По словам политолога Михаила Погребинского, если бы "регионалы" действительно были верны «пророссийским» лозунгам, которые активно используют во время избирательных кампаний для привлечения электората Юго-Востока, то в новом проекте был бы предусмотрен соответствующий пункт. А именно: возможность пролонгации действующих договоров по базированию тех или иных военно-морских баз, то есть, конкретно, ЧФ в Крыму. Но этого не произошло, по всей видимости, потому, что сами «бело-синие» всерьез не верят в возможность закрепления в новой Конституции нормы о нейтралитете.

Поэтому, в большей степени, выдвижение этой идеи – дань избирателям, перед которыми хотя бы на словах «нужно отчитываться о якобы выполненных обещаниях», говорит Погребинский. В любом случае, всегда можно будет сказать: «мы пробовали, предлагали, но нам не дали довести дело до конца», - пояснил эксперт. Если бы "Регионы" действительно хотели "идти до конца", то норма о базировании ЧФ была бы так или иначе прописана в проекте изменений.

БЮТ не даст «зеленый свет» русскому языку

Еще одной принципиальной новацией от ПР стало предложение расширить статью 10 Конституции словами: «Государственными языками Украины являются украинский и русский язык». Тогда как сегодня только украинский является «единственным государственным языком».

В свою очередь, в новом проекте изымается следующая формулировка: «Государство обеспечивает функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни и на всей территории Украины». То есть, тем самым, на конституционном уровне граждан хотят обезопасить от принудительного и вынужденного изучения определенного языка, как это происходит сегодня. Ведь ни для кого не секрет, что норма о «гарантиях свободного использования и защиты развития русского языка, а также других языков национальных меньшинств» не выполняется в полной мере.

Да, граждане Украины могут свободно говорить и общаться на том же русском, учить язык в специальных классах. Но Основой Закон «тихо умалчивает» реальные проблемы, когда, не зная украинского, невозможно получить высшее образование в национальных университетах, устроиться на работу в госорганы. Вся деловая переписка, судебные документы, не говоря о 75% телевизионного эфира – все это исключительно на одном языке. И это в стране, где по данным разных социологических опросов, русскоговорящих украинцев в среднем 35-40% (на западе страны - не больше 2-5%, а в Крыму говорящих на русском больше 90%).

Нужно отдать должное: в этом вопросе "Регионы" хотя бы на бумаге предусмотрели реализацию своих предвыборных лозунгов. Но, как известно, все идеи рано или поздно разбиваются о политический «быт». В украинском варианте – это две трети (или 300) голосов депутатов Верховной Рады, которые нужны для утверждения нового проекта Конституции.

Вся процедура - достаточно сложная: для начала нужно 226 голосов, чтобы принять проект в первом чтении. После чего он направляется на экспертизу в Конституционный суд. И только после положительной оценки КСУ, документ возвращают в Раду, где «за» него, в случае отсутствия поправок, должны проголосовать минимум 300 депутатов. Если же изменения вносятся в первый раздел, а это как раз статьи о внеблоковом статусе и русском языке, то потребуется еще и всеукраинский референдум.

Понятное дело, что в нынешней Раде Партия Регионов без помощи БЮТ не сможет реализовать свой вариант конституционной реформы. Вместе у этих сил получается конфигурация в составе 300 с «хвостиком» голосов. Тогда как, даже если сложить голоса ПР с пропрезидентской НУНС, Блоком Литвина и даже коммунистами, то заветное конституционное большинство все равно не клеится.

А значит, не зря уже не первый месяц в кулуарах Рады ходят упорные слухи, что "регионалы" ведут серьезные переговоры с «сердечными» на предмет принятия новой Конституции. Косвенно это подтверждает заявление самого президента Виктора Ющенко о том, что ему «известно, кто и в каких кустах написал новый проект».

Но сегодня, с учетом политических реалий, когда те же "Регионы" на «втором фронте» проводят консультации с пропрезидентскими силами на предмет переформатирования коалиции и отставки Тимошенко, подопечные Леди Ю несговорчивы. Так, в интервью «Росбалту» депутат от БЮТ Владимир Полохало пояснил, что «ранее "регионалы" имели шанс, например, еще в марте, но сегодня, когда они продолжают строить планы за нашей спиной об отставке правительства и создании коалиции с главой Секретариата президента Балогой, они крайне малы».

Текст изменений требует системного и детального изучения, и не терпит принятия «на скорую руку», - отметил Полохало. Спешка Партии Регионов объясняется довольно просто: сценарий Ахметова-Колесникова-Богатыревой по отставке Кабмина во главе с лидером БЮТ провалился. Поэтому в условиях «чемоданного настроения» перед 2009 годом – выборами президента – для поддержки электоральных настроений им «надо выбросить красивый текст Конституции», уверен Полохало.
По мнению депутата, "Регионы" предлагают «сладкие» идеи о нейтралитете и русском языке как своеобразную технологию, чтобы «сгладить фиаско по отставке Тимошенко и переформатированию большинства».

Однако бютовец не отрицает возможность союза с "бело-синими" на предмет изменения Основного Закона в перспективе. И одним из главных условий такого сотрудничества со стороны БЮТ будет отказ "Регионов" от пророссийских идей. Поскольку, по словам Полохало, «для Юлии Тимошенко как главы законопослушной политической силы статус украинского и русского языков определены действующей Конституцией, и ревизии это не подлежит».

Хотя относительно нейтрального статуса Украины соратник Тимошенко не был настолько категоричен, что объясняется привычной «настороженностью» БЮТ к идее вхождения в НАТО. По сему, возможно, что этот пункт может оказаться в новой Конституции, если по другим вопросам, в частности, о распределении полномочий, «сердечным» и «бело-синим» удастся договориться.

Торг уместен ради «обрезания» полномочий президента

В этом контексте начала нового «конституционного» торга, политолог Виктор Небоженко прогнозирует, что "регионалы" уступят Блоку Тимошенко и позицию по статусу русского языка, и по нейтралитету Украины, и ряд других спорных моментов. «Будет диалог и компромисс в конечном варианте», - считает он. Тем более, что «статьи о внеблоковом статусе и втором государственном изначально не имеют шансов быть принятыми при нынешних политических раскладах, а то, что "регионалы" их предлагают – это пиар и выполнение долговых обязательств перед избирателями", уверен Небоженко.

"В проект Конституции вносят то, о чем вы так долго мечтали, и от этого вам уже легче», - объяснил эксперт логику по отношению к простому обывателю, которой руководствуются авторы проекта. Но в реальности, «будет компромиссный текст, где украинский останется основным, а русскому будут гарантироваться более широкие права использования».

Суть же такого консенсуса будет состоять совсем в другом: у "Регионов" и Блока Тимошенко есть одна общая цель – превратить Украину в парламенто-президенткую республику, где полномочия гаранта будут существенно урезаны. Тогда премьер и спикер парламента будут реально контролировать власть в государстве, а пост президента уже не будет настолько вожделенным для основных политических сил.

Косвенно это подтверждает и сам проект, предложенный "Регионами". Так, в документе прописано, что «премьер подает все кандидатуры министров на утверждение в парламент», тогда как сегодня президент вносит кандидатов на посты министров иностранных дел и обороны. Также президент лишается права вето на все законодательные акты парламента и правительства до момента, пока Конституционный суд не примет соответствующего решения.

Немаловажно, что в Основном Законе предлагают прописать довольно простую процедуру импичмента главы государства. Если сегодня она запутанна и нереальна для выполнения, то в проекте прописан не раз «проверенный» на практике парламентский механизм. Для этого необходимо будет просто «создать временную следственную комиссию», по результатам отчета которой Верховная Рада голосами 300 депутатов может отправить в отставку президента. Точно так же президент может быть задержан, в случае наличия судебного решения и «разрешения ВРУ».

Вероятнее всего, конституционный процесс в полной мере стартует не раньше осени. И если такой вариант, когда главу государства превратят в «английскую королеву» украинского разлива, будет реализован, то две крупнейшие политсилы поделят страну «на двоих». Кресло спикера и президента достается одной из них, а премьера – второй. И, похоже, что для нынешней партии Ющенко - НУНС - в этом раскладе места вообще не предусмотрено.

Анна Стешенко