Posted 15 ноября 2008,, 20:00

Published 15 ноября 2008,, 20:00

Modified 1 апреля, 19:51

Updated 1 апреля, 19:51

"Русские в Крыму - иностранцы на чужой территории"

15 ноября 2008, 20:00
Крым - это провинция Киева, корабли ЧФ России в Севастополе - иностранные войска на чужой территории. Иные точки зрения депутат от фракции НУНС Олесь Доний называет "удивительными".

Киевские политики смогли погасить сепаратистские страсти в некогда мятежном Крыму, однако за 17 лет так и не сумели понять его население и сделать полуостров лояльным. Беседа корреспондента «Росбалта» с депутатом Верховной Рады от блока "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) Олесем Донием наглядно показывает, что руководители Украины склонны рассматривать Крым всего лишь как одну из «провинций» Киева.

Наблюдаемый в последнее время «ренессанс» пророссийских настроений на полуострове, вызванный топорной политикой Киева, украинские политики по-прежнему связывают с происками коварных руководителей Кремля. Но специально настраивать против «оранжевых» с помощью агитации нет никакой необходимости - достаточно лишь обильно цитировать и показывать их выступления.

- Не так давно в эфире передачи, в которой также участвовал посол США Вильям Тейлор, вы призвали мировое сообщество помочь Украине добиться вывода Черноморского флота из Крыма к 2017 году. Зачем нужно вмешательство третьих стран?

- Я сказал, что должна быть помощь мирового сообщества в переговорах с Россией, чтобы Россия придерживалась выполнения своих обязательств. Напомню, что, например, Стамбульских обязательств о выводе из Молдовы Россия не придерживается. И для нас это большая проблема, потому что это - угроза нашему суверенитету, если Россия не будет придерживаться этого договора. Также это угроза для территориальной целостности.

Каким образом можно влиять? Безусловно, сейчас идет глобализация мира. Россия и Евросоюз, США и Россия взаимосвязаны. И на уровне переговорного процесса американским и европейским лидерам следует убеждать Россию в необходимости придерживаться международного права. Я думаю, что это было бы абсолютно нормально.

- У вас есть опасения, что Россия не собирается выводить флот из Севастополя?

- Вы видите, что на этот момент российские политики, публицисты даже не хотят обсуждать эту проблему. Это для нас очень удивительно. За один день такая махина не выводится. Откладывание этой проблемы заставляет задуматься, а хочет ли Россия выполнять свои обязательства, или же она готовит почву для того, чтобы их не выполнять.

- Среди ряда экспертов распространено мнение о том, что присутствие Черноморского флота – это сдерживающий фактор для исламской общины в Крыму. Вы не боитесь, что после ухода российских моряков у крымских татар возрастут аппетиты?

- Мне вообще удивительно, что у вас такой вопрос. Мне вообще удивительно, как журналист может позволять себе такой некорректный вопрос. Что значит «у татар повысятся аппетиты»? Украина – это государство для всех граждан, независимо от национальности, будь они украинского, русского или крымскотатарского происхождения. У меня у самого бабушка из крымского села. И мне кажется, что пугать нас угрозой или провоцировать нас межнациональными противоречиями негоже.

- Я вас не пугаю и не провоцирую.

- В данном случае даже в вопросе вы пытаетесь противопоставить один народ другому народу.

- А вы не пугаете народ, когда говорите о том, что пребывание флота в Крыму является территориальной угрозой?

- Это пребывание иностранных войск на нашей территории. Это первый момент. Нежелание вывода иностранных войск – это и есть угроза суверенитету. Что такое угроза суверенитету? Это непризнание другим государством нашей территориальной целостности..

- Вы же прекрасно помните, что базирование флота в Севастополе в свое время стало компромиссом в споре о принадлежности Крыма.

- Еще раз скажу. Компромисс завершился договором, согласно которому Россия должна завершить пребывание своих войск на территории Украины в 2017 году. И если она уважает международное право, она должна выполнять этот договор. Нежелание выполнять ставит под сомнение ее способность договариваться.

- Зачем тогда Россия продлевала «Большой договор», ведь многие политики, тот же Затулин (депутат Госдумы России, директор института стран СНГ Константин Затулин – прим. ред.), говорили, что это соглашение невыгодно для Москвы?

- После ситуации на Кавказе очевидно, что могли быть вопросы у международного сообщества. И «Большой договор» - в интересах и России, и Украины, добрососедские отношения. Мне очень жаль, что какая-то часть российских политиков и публицистов ставят под сомнение даже не сам договор, а возможность вывода ЧФ с территории Украины.

- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы население Крыма стало более лояльным к Украине?

- Я считаю, что должно быть нормальное внимание столицы к своим провинциям, в том числе и к Крыму. И сбалансированная социальная и гуманитарная политика. Но абсолютно уверен, что это может быть только тогда, когда прекратятся извне попытки активизировать сепаратистские движения.

- Да откуда у вас данные про поддержку сепаратистов извне? Вы же помните, что в Крыму был референдум, где большинство жителей выступили за единство с Россией.

- Извне - потому что на этот момент идет большая пропаганда, что российский Черноморский флот должен оставаться. Например, когда я вижу в программе «К барьеру», как позволяют себе в течение часа проводить опрос, кому должен принадлежать Севастополь – Украине или России?.. Голосование в студии – это призыв к нарушению территориальной целостности. Это прямой призыв к нарушению территориальной целостности. И эта программа сделана в Москве. И мне очень жаль, что такими программами дружественная нам держава позволяет ставить под сомнение наши границы.

Беседовал Сергей Терентьев


Олесь Доний родился в Киеве в 1969 г. В 1991 году окончил Киевский государственный университет им.Тараса Шевченко, по специальности - историк.

Был одним из организаторов и лидеров студенческого движения в период борьбы за независимость Украины в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В 1990-1991 гг. был заместителем председателя Народного Руха Украины, членом Центрального провода НРУ.

1991-1992 гг. - сопредседатель Украинского студенческого союза.

1992-1994 гг. - руководитель Центра экстремальной политики.

1994-1998 гг. - депутат Киевского городского совета, заместитель председателя комиссии по гуманитарным вопросам.

1996-1998 гг. - член правления Международного фонда "Возрождение", член президиума Конгресса украинской интеллигенции, глава совета директоров благотворительного фонда "Смолоскип".

1999-2000 гг. - председатель партии "Молодая Украина".

2001-2003 гг. - руководитель арт-клуба "Последняя баррикада".

2003-2004 гг. - шеф-редактор литературно-художественного журнала "Молодая Украина".

2004-2007 гг. - президент Центра исследования политических ценностей, довольно востребованный средствами массовой информации политолог.

С ноября 2007-го - депутат Украины VI созыва. На досрочных парламентских выборах прошел в Верховную Раду по списку блока "Наша Украина - Народная самооборона" (квота общественного движения "Народная самооборона", лидер - Юрий Луценко). Беспартийный. Глава подкомитета по вопросам гуманитарного образования, науки и информатизации Комитета ВР по вопросам науки и образования.

Автор книг "Студенческая революция на граните", "Поколение бархатной революции (Как нам прожить до 2009 года?)", "Попытка бунта".

Разведен. Бывшая супруга - Татьяна Доний, известный культуролог.