Командующего ЧФ снова заменят?

Похоже, у Черноморского флота появится новый командующий - возможно, чуть более дипломатичный, чем прежний. Но, как бы то ни было, накопившиеся проблемы ЧФ не под силу решить одной лишь сменой руководства.

Россия, похоже, опять собралась менять командующего Черноморским флотом. Но таким путем нельзя решить проблемы флота, от которого почти ничего не осталось. 

Не прошло и 2,5 лет после назначения на хлопотную должность командующего ЧФ вице-адмирала Александра Клецкова, как по флоту поползли слухи о его замене на вице-адмирала Сергея Меняйло. Резкий и вспыльчивый Клецков – идеальная кандидатура, чтобы отвести от Минобороны офицерское недовольство военной реформой. Но кто бы ни возглавил ЧФ, это не решит его фундаментальных проблем: износ кораблей, беспорядочное сокращение, зависимость от международной конъюнктуры. Флота уже почти нет, и сможет ли Россия восстановить его в «натовском» Черном море – вопрос риторический.

Слухи об очередной смене командующего ЧФ начали циркулировать на флоте после аварии подлодки ЧФ «Алроса» у берегов Абхазии, чье морское сообщение с внешним миром силы флота охраняют от грузинских катеров.

Напомним, 21 ноября, находясь в 150 км от Сухуми, подлодка подала сигнал SOS. По отрывочным данным стало понятно, что у субмарины возникли проблемы с ходовой частью (по информации отдельных источников – остановка дизелей). Инцидент дал ряду украинских политиков повод снова заговорить о небоеспособности ЧФ и о необходимости его вывода из Севастополя.

Боеспособность ЧФ действительно оставляет желать лучшего. С одной стороны, поступлению новых кораблей и военной техники на ЧФ препятствует Украина. С другой – у Кремля сегодня явно нет возможностей или желания (а может быть, того и другого) для обновления корабельного состава своей южной военно-морской базы. Но, как бы то ни было, армейская логика требует назначить ответственного за форс-мажор. И кандидатура Александра Клецкова для этого очень подходит.

Те, кто знают нынешнего командующего ЧФ, характеризуют его как резкого и чересчур неуступчивого руководителя. Для военного человека это неплохие качества, но от командующего военной группировки на территории Украины, власти которой постоянно конфликтуют с Россией, в том числе из-за флота, часто требуется дипломатичность.

У слухов о смене командующего ЧФ вице-адмирала Клецкова есть и еще одно объяснение. «Сердюковское» сокращение Вооруженных сил больно ударило по ЧФ и Севастополю. В самом ближайшем будущем общее количество сокращаемых с флота людей достигнет 10 тысяч человек. Как уже сообщал «Росбалт», кроме офицеров и вольнонаемных «под нож» пошла почти вся культурная сфера флота: старейший в ВС РФ ансамбль песни и пляски, целый ряд музыкальных, вокальных и хореографических коллективов. Очевидно, что массовые сокращения – не личная инициатива Клецкова, но недовольство должно было получить свой выход – и желательно, чтобы «козлом отпущения» не стала Москва, которую и без того упрекают в безразличии к судьбе города и флота.

Недовольство военной реформой дополняется на Черноморском флоте неудовлетворенностью отдельными местными реалиями. Например, служебные квартиры, в которых живут офицеры, после их выхода в отставку не могут быть приватизированы. Виной тому является позиция департамента имущества правительства Москвы, которое много лет отказывалось «расслужебливать» квартиры в домах, которое само же торжественно построило для моряков в Севастополе. Сегодня попасть под сокращение для офицера – значит автоматически остаться с семьей на улице, да еще и на территории другого государства. А если вспомнить недавний скандал вокруг строительного управления ЧФ, которое собрало деньги с офицеров на строительство квартир и не построило их, то отставка командующего может стать символической чертой, подведенной под ошибками и непопулярными решениями прошлого.

Среди тех, кого прочат в преемники Клецкова, – вице-адмирал Сергей Меняйло. До недавнего времени он был командиром Новороссийской военно-морской базы, а в июле этого года его назначили заместителем командующего ЧФ. Меняйло запомнился тем, что в августе 2008 года, во время военного конфликта между Россией и Грузией возглавил морскую десантную операцию по доставке подразделений 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ в Абхазию.

Попытка «Росбалта» взять комментарий у пресс-службы ЧФ успехом не увенчалась. Что, в принципе, неудивительно: сегодня остается лишь гадать, какой будет политика следующего командующего. Слишком многое зависит от мотивов кадровой рокировки. Возможно, Клецкову отведена роль проводника непопулярных реформ, по окончании которых нужно лишь декоративно заменить первое флотское лицо. Возможно, политика преемника будет отличаться разительно. А возможно, эти слухи так и останутся слухами.

Но даже если командующего ЧФ и заменят, то укрепит ли эта мера гибнущий флот, который на несколько порядков слабее сил ВМС НАТО в Черном море? «Росбалт» уже писал, что в составе ЧФ сегодня лишь 13 больших кораблей, 13 малых кораблей, 2 подлодки и 6 ракетных катеров. В то же время в составе ВМС Турции – около 80 больших боевых кораблей, 20 ракетных катеров и более 10 подводных лодок. Если учесть возраст кораблей (гордость ЧФ – ракетный крейсер «Москва» - спущен на воду около 30 лет назад), то сравнение станет и вовсе удручающим. Массовые сокращения, крайняя степень износа техники, зависимость от неустойчивой конъюнктуры российско-украинских отношений – все эти проблемы могут быть решены только в Москве.

И где будет поставлена запятая в фразе «Черноморский флот: возрождать нельзя бросить», в Севастополе пока никто не знает.

Глеб Плотников