Posted 3 марта 2010,, 10:54

Published 3 марта 2010,, 10:54

Modified 1 февраля, 03:50

Updated 1 февраля, 03:50

Янукович мог бы выменять ЧФ на дешевый газ

3 марта 2010, 10:54
Виктору Януковичу придется доказать украинцам выгоды пребывания ЧФ в Крыму. Для этого, к примеру, он мог бы добиться более низкой цены на газ для Украины, заявил председатель Севастопольской горгосадминистрации Сергей Куницын.

- Что сегодня представляет из себя Черноморский флот России?

- ...По сравнению с советским периодом, когда военно-морская группировка от Поти до Молдавии достигала 127 тысяч человек, когда количество одних только подлодок насчитывалось порядка 70, сегодня все намного скромнее. Суммарная численность обоих флотов – российского и украинского – едва превышает 20 тыс. человек. На каждом флоте лишь по одной подлодке – «Алроса» на ЧФ и «Запорожье» в составе ВМС Украины. Первая недавно сломалась, а вторая последние 18 лет находится в перманентном ремонте. Опять же происходит старение – средний возраст кораблей Черноморского флота превышает 30 лет.

- А как обстоит дело с вкладом флота в развитие города?

- Опять-таки – в советские времена финансовые поступления от Черноморского флота составляли порядка трети от всех доходов города. Сегодня этот показатель едва равен 12%. Есть и определенные трудности – Черноморский флот остается крупнейшим должником в пенсионный фонд города. Хотя говорить о том, что базирование российского флота не играет роли для города, неверно. Так или иначе, но 80 тысяч севастопольцев зависят сегодня от флота – это те люди, что работают на ЧФ, и их семьи.

- Верны ли утверждения некоторых политиков, что ЧФ сдерживает развитие Севастополя?

- Это не так. Дело в том, что во времена Союза огромная военная группировка в городе была накоплена для возможного противостояния двух сверхдержав. Сегодня многомиллионные армии – это уже история, причем история ХХ века. В XXI веке войны выигрывают не количеством, а качеством вооруженных сил.

Сегодня в Севастополе 34 бухты остаются незадействованными, пустуют десятки километров причальных стенок. Все это дает возможность для развития города как гражданского порта. Причем ни в коем случае не в ущерб базированию двух флотов. Точно так же, как дислокация в городе ВМС Украины и ЧФ России не вредит гражданским перспективам Севастополя.

- То есть Севастополь может быть и военным, и торговым портом?

- Он всегда выполнял обе функции одновременно. Мы сегодня перегружаем металл, зерно. Продолжаем принимать легковые автомобили, хотя развитию этой сферы помешал экономический кризис. Рыбный промысел опять-таки. Прибавьте сюда то, что Севастополь в настоящее время лидирует по приему круизных кораблей. Но возможности для развития портовых функций еще далеко не исчерпаны.

- Может ли Севастополь в будущем теоретически обойтись вообще без российского военного флота?

- Теоретически можно говорить и о том, чтобы до солнца рукой дотронуться. Я думаю, что вопрос о базировании ЧФ будет решаться в рамках двусторонних переговоров. При этом украинский президент должен будет предложить гражданам своей страны такие аргументы, которые бы убедили их, что российский флот Украине нужен. А потому не исключено, что вопрос о флоте будет решаться вместе с вопросами экономического характера.

Та же цена на газ. Сегодня пограничная России Украина платит за газ столько же, сколько далекая Германия. Газовые соглашения, которые заключила Тимошенко, продолжают оставаться закрытыми для широкой публики. А ведь цена на газ – это и конкурентоспособность украинской продукции, и величина коммунальных платежей и многое-многое другое. Возможно, что в рамках переговоров руководству двух стран удастся найти ту формулу сотрудничества, которая даст возможность каждой стороне остаться в выигрыше.

- Кто, по-вашему, из российских политиков вредит Черноморскому флоту и Севастополю?

- На мой взгляд, это Константин Затулин (депутат Госдумы РФ, зампред комитета по делам СНГ – прим. «Росбалта»). К сожалению, он принадлежит к числу тех политиков, что своими высказываниями торпедируют нормальные отношения двух стран, доводя их до конфликта. Возьмите хотя бы его высказывания о том, что Украина не имеет прав на Крым или Севастополь. Это при том, что российское руководство признает нынешние границы Украины! Такие радикальные высказывания только дают возможность украинским националистам создавать из России образ враждебного государства, которое покушается на территориальную целостность соседней страны.

- А ваши отношения с мэром Москвы Юрием Лужковым, который высказывал аналогичные идеи?

- Нормальные. Хотя всегда есть определенные противоречия между областным центром и областью... Возможно, кто-то из окружения Юрия Михайловича что-то нашептывает мэру – не знаю. Наша команда после прихода в Севастополь в 2006 году открыла «Дом Москвы». Предыдущая администрация в течение года не принимала в эксплуатацию уже построенное здание. Сегодня мы ждем того, что московские власти подпишут указ о выделении в Москве участка под «Дом Севастополя». Ожидание, честно говоря, затянулось.

- Как вы относитесь к протестным акциям тех организаций, которые позиционируют себя как «пророссийские»?

- Их влияние неуклонно снижается. Самые массовые митинги уже редко собирают даже 300 человек. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что люди в стране просто устали от демонстраций и разного рода акций протеста.

И еще - беда пророссийских организаций в том, что их лидеры, к сожалению, ложно понимают русскую идею. Они трактуют ее как идею этническую, не понимая, что украинцы имеют точно такое же право на нее, как белорусы, казахи или русские немцы.

- Украину упрекают в украинизации Севастополя…

- Еще один миф. Да, доля украинского самосознания в городе растет. Последняя перепись показала, что 22% горожан считают себя украинцами. Но при этом 72% севастопольцев полагают себя русскими. Мы сегодня стремимся к тому, чтобы наши выпускники одинаково хорошо знали и русский, и украинский языки. Наша команда убедила министра образования Ивана Вакарчука, и в Севастополе уже в течение трех лет проходит всеукраинская олимпиада по русскому языку.

Для того чтобы добиться от Киева результата, не надо сжигать на митингах чучело министра – нужно вести с ним пусть и жесткий, но диалог. Как итог - из 68 школ Севастополя 67 преподают на русском языке.

- Каков, на ваш взгляд, главный миф, который существует в России об Украине и Черноморском флоте?

- Это миф о том, что официальная украинская власть выдавливает Черноморский флот из Севастополя. Судите сами – только в 2010 году ЧФ в рамках военной реформы намерен сократить порядка 10 тысяч служащих и вольнонаемных. Под нож пошли большинство творческих коллективов, включая старейший в вооруженных силах ансамбль песни и пляски. Не мне комментировать военные инициативы российского руководства, но я же вижу, как все эти шаги сказываются на общественном мнении! Люди, которые держались за флот, жили флотом, надеялись на него, остаются ни с чем.

Мы инициируем создание свободной экономической зоны в Севастополе - в том числе и для того, чтобы трудоустроить тех, кто попал под масштабные сокращения. К сожалению, уже можно вести речь о том, что не Украина, а Россия способствует уходу Черноморского флота из Севастополя.

Беседовал Павел Казарин