Posted 29 апреля 2010,, 19:47

Published 29 апреля 2010,, 19:47

Modified 1 апреля, 14:02

Updated 1 апреля, 14:02

Большой элитный сговор

29 апреля 2010, 19:47
Участники политклуба «Росбалта» считают большую пакетную сделку Киева и Москвы «элитным сговором». Эксперты попытались раскрыть его смысл, определить ключевых бенефициаров и назвать основные риски.

В московском офисе «Росбалта» прошло заседание еженедельного политклуба, посвященного резким и масштабным переменам в отношениях Киева и Москвы. Тема была обозначена как «Обмен газа на флот: если это победа, то чья, и кто ее оплатит?». В дискуссии приняли участие директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и эксперт по ВПК, член общественного Совета при Минобороны Игорь Коротченко.

Теперь - не только газ

По мнению участников дискуссии, говорить о «возвращении политики» в пораженные вирусом экономического фетишизма российско-украинские отношения можно – но с оговоркой, что политика возвращается в них через ту же экономику. Обмена «газа на флот» и «экономики на геополитику» не было. Продление базирования ЧФ - это лишь малая и далеко не главная часть большой пакетной сделки, сознательно разнесенной во времени.

Это был «большой элитный сговор», считает Евгений Минченко. Основными бенефициарами сделки станут владельцы финансово-промышленных групп и корпораций, вложившиеся в избрание Виктора Януковича и близкие к российскому правящему тандему. Так было и прежде, однако на этот раз впервые в истории двухсторонних отношений в число выигравших вошли капитаны негазовых сфер бизнеса – в частности, атомщики и оборонщики.

По словам Минченко, «сильным игроком на украинском направлении стал вице-премьер Игорь Сечин», который может лоббировать интересы «Роснефти». Из ТОР-30 основных украинских бизнес-групп потенциально выигрывают около 25. В основном, разумеется, это касается экспортеров. Речь может идти о появлении новых бизнес-перспектив для украинского олигарха Петра Порошенко, владеющего Николаевским судостроительным заводом, а соглашения в атомной сфере напрямую затрагивают интересы депутата от «Нашей Украины» Николая Мартыненко. Таким образом, в выигрыше оказываются представители широкого круга украинских бизнес-группировок, а вовсе не только предприниматели, близкие к «Партии регионов» и их непосредственные союзники и партнеры.

Не останется в накладе и «Газпром», чью упущенную прибыль компенсирует российский бюджет - а убытки бюджета оплатят население и промышленные предприятия России: уже в 2011 году газовые тарифы для них вырастут на 30%. «Бизнес и население, возможно, возмутятся ростом тарифов. Но артикулировать это возмущение практически некому», - отметил Игорь Коротченко. Это обидно и неприятно, особенно на фоне низких тарифов на Украине, которые к тому же поднимать не планируют.

Разницу в отношении Киева и Москвы к своим налогоплательщикам и избирателям объясняется наличием на Украине реальной оппозиции и альтернативных выборов. И отсутствием оных в России, где практически некому транслировать наверх ропот населения и среднего бизнеса. «В будущем году Украине все равно придется поднять газовые и прочие тарифы, потому что дыры в бюджете огромные. Но до осени, пока не прошли местные выборы, Янукович не рискнет этого делать», – считает Евгений Минченко. Иначе в тотально газифицированных селах центральной Украины, традиционно колеблющийся между Януковичем и Тимошенко, электорат просто отвернется от Партии регионов.

Впрочем, свою толику позитива от элитного сговора получат и российские низы: в ряде отраслей вырастет число рабочих мест, смягчение общего климата отношений облегчит поездки на Украину и обратно.

Украинская оборонка спасет российскую

Экономический прагматизм в пакетной сделке был первичен, а политика следовала за ним, согласен эксперт по ВПК, член общественного Совета при Минобороны Игорь Коротченко. По его словам, «крупные лоббисты, которые спонсировали кампанию Януковича, делали это при условии последующей защиты их интересов». Речь идет о таких крупных компаниях как «Моторсiч» и КБ им. Антонова, пакет акций которого Россия, кстати, намерена приобрести в ближайшее время.

При этом технологическое сотрудничество, о котором идет речь, явно выгодно обеим сторонам. В частности, КБ им. Антонова является на сегодня «безальтернативным центром разработки» целого ряда типов самолетов, а без двигателей «Моторсiч» затруднительно существование российской вертолетостроительной промышленности. Ключевая цель россиян – «быть собственниками», чтобы иметь гарантии «вне зависимости от того, как будет развиваться политическая ситуация».

Сотрудничество возможно и в судостроении, в чем, весьма вероятно, заинтересован российский вице-премьер Виктор Сечин. Правда, по мнению Коротченко, Украине не стоит рассчитывать, что она сбудет России старые незаконченные корабли, застрявшие на ее верфях. «Есть другие притягательные активы», — отмечает эксперт. Например, в России нет аналогов продукции, которую может выпускать украинский «Зоря» — «Машпроект».

По словам Коротченко, в некоторых областях российские власти в последние годы доходили до того, что планировали вывоз специалистов из Украины с предоставлением им жилья в России. Теперь наверняка будет «снижаться конкуренция «Укрспецэкспорта» и «Рособоронэкспорта» и возрастать степень сотрудничества в сфере ВПК. Например, речь может идти о создании новой тяжелой баллистической ракеты, при котором России не обойтись без технологической базы и специалистов украинского «Южмаша».

Кремль настроен выводить флот

Роль ЧФ, где уже после харьковских соглашений пошла новая волна сокращений личного состава, эксперты на этом фоне призвали не преувеличивать. Черноморский флот в его нынешнем виде России не нужен, считают они. Правящий класс РФ смирился с тем, что в обозримой исторической перспективе Украина останется независимым государством, но доверия к этому государству у Москвы нет, и не предвидится. Поэтому, при всей невосполнимости утраты, Россия будет уходить из Крыма, а продление срока базирования ЧФ лишь даст ей время спокойно достроить новые базы и обновить флот.

Конечно, до 2042 года многое может измениться «и в политике, и в геополитике, и в экономике». Но пока в Кремле явно настроены покинуть Севастополь. «Зурабов просто так таких заявлений не делает», отметил Коротченко, подразумевая высказывание российского посла на Украине, что до 2042 года ЧФ будет полностью выведен. Фигура Зурабова – ключевая для российско-украинских отношений. В России он воспринимается как одиозный проводник непопулярных реформ, но в подготовке пакетного соглашения с Украиной он сыграл ведущую, если не ключевую роль.

Устаревшие океанские корабли флота за это время планируется списать и заменить фрегатами и ракетными катерами ближнего радиуса действия – в соответствии с новым видением вызовов и угроз. Строить эти корабли будут верфи в Санкт-Петербурге», — считает Коротченко. По его мнению, речь идет о пополнении Черноморского флота корветами проекта 20 380 «для закрытых морей», а также ракетными катерами, способными уничтожать крупные надводные корабли противника.

Главными задачами нового флота будут поддержание баланса сил в регионе, защита акватории Черного моря и периодическая демонстрация присутствия в Средиземном море, что видно по решению восстановить еще советскую военно-морскую базу в Сирии. При этом океанических задач флоту ставить нельзя, поскольку очевидно, что «в случае войны проливы — и Дарданеллы, и Гибралтар — будут закрыты».

В то же время, эксперт выразил сожаление, что российские власти сегодня склоняются к выводу флота из Севастополя. «Мы никогда не воссоздадим ту инфраструктуру, которая есть в Крыму», — уверен Коротченко.

Доверия по-прежнему нет

Отношения России и Украины явно меняются к лучшему, но ключевые проблемы и риски в этих отношениях никуда не девались. Несмотря на потепление в отношениях, общий уровень доверия к Украине в Москве не вырос. «По-прежнему не известно, куда девались на Украине 26.5 млрд кубометров российского газа и кто их оплатит. – напоминает Евгений Минченко. - Сохраняются противоречия внутри правящей коалиции и опасность смены политики Украины на диаметрально противоположную. Украинский бизнес боится российской экспансии. Пока не ясна реакция Европы и США на новый формат российско-украинских отношений».

На сегодня в пакетной сделке Украина явно выигрывает, уверен Константин Симонов. «Янукович это понимает и, как продавец, заключивший выгодную сделку, накидывает бонусы: отказ от «голодомора», намек на признание Абхазии, – говорит эксперт. - А российская элита компенсирует украинской предстоящую потерю статуса главного тразитера. Мы платим Украине, чтобы она вела себя культурно в сфере транзита, пока она держит нас за горло. И даем понять, что в будущем фокус наших отношений выйдет за газовые рамки».

«Большая часть команды Януковича руководила страной и при Кучме, при котором Киев не раз обманывал Москву, – напоминает он. - Теперь Украина убеждает Россию отказаться от строительства дорогих обходных газопроводов и вложиться в модернизацию украинской ГТС, доказывая, что это обойдется дешевле. Но Россия продолжает быстро продвигать «Северный» и «Южный» потоки. На круглом столе в Донецке Зурабов уверенно заявил, что «потоки» будут строиться независимо от качества отношений с Киевом».

Суммарная мощность двух веток Северного потока и Южного потока составит примерно 118 млрд кубометров газа в год – это столько же, сколько Россия прокачивала через Украину в лучшие времена. Поэтому в будущем не обходные газопроводы станут придатками к украинской ГТС, а она – придатком к ним, резюмировал эксперт.