Posted 1 декабря 2013,, 16:19

Published 1 декабря 2013,, 16:19

Modified 31 марта, 16:06

Updated 31 марта, 16:06

Киев на грани

1 декабря 2013, 16:19
Украинский городской средний класс на прошлой неделе словно проснулся в Белоруссии. Евромайдан не хочет с этим мириться. Власть готовит почву для чрезвычайного положения. Эксперты опасаются гражданской войны.

По всей видимости, на Украине запущен сценарий введения чрезвычайного положения, говорят эксперты Института Горшенина. Все зависит от того, насколько лидеры оппозиции контролируют ситуацию на Майдане, уточняют они, напоминая, что провокаторы, атаковав Администрацию президента, создали юридические основания для введения в стране ЧП.

Напомним, что сегодня в Киеве группа неустановленных лиц в масках, предположительно, связанная с «Братством» Дмитрия Корчинского и, также, по некоторым данным, со «Свободой» Олега Тягнибока, заняла положение между спецназом, охранявшим администрацию президента на Банковой, и демонстрантами. Кто-то из них пригнал экскаватор. Несмотря на мирный настрой митингующих (преимущественно, представителей городского среднего класса), провокаторы набросились на спецназовцев с арматурными прутьями и дымовыми шашками, били ковшом экскаватора. Это дало спецназу повод наброситься на мирных горожан и устроить кровавую расправу - пострадало как минимум 150 человек.

Между тем, в минувшее воскресенье евромайданы прошли по всей стране, включая юго-восток Украины, где люди также требут к себе уважения, выражая крайнюю неприязнь к Януковичу лично и к правящей Партии регионов в целом. Число демонстрантов на улицах и площадях Киева превысило 200 тысяч (некоторые СМИ даже говорят об 1 млн). Провокаторов, среди которых немало молодых провинциальных уголовников, вычисляют по красным повязкам на рукавах.

Тем временем, в Межигорье (загородная ставка Януковича) идет совещание президента, секретаря СНБО и руководителей центральных органов власти. Согласно сообщениям СМИ, туда же срочно вызвали сидевшего в Севастополе министра обороны Украины, известного девелопера г-н Лебедева. Возможно, готовится указ о введении Чрезвычайного положения с понедельника, хотя прерогативой объявлять ЧП обладает по Конституции Верховная Рада.

«Это попытка белорусизации страны, но не исключено, что она может привести к гражданской войне по югославскому сценарию, – отмечают эксперты Института Горшенина. – Сейчас все зависит от того, насколько лидеры оппозиции контролируют ситуацию на Майдане»

Белорусизацию Украины заметили все, на прошлой неделе это стало здесь мемом.

"Украина проснулась в другой стране...Это уже не Украина, это ближе к Белоруссии", - заявил после разгона тысячи митингующих в центре Киева один из лидеров украинской оппозиции Арсений Яценюк. Сущая правда: корреспондент "Росбалта" имел возможность наблюдать и то, как разгоняли акцию протеста в Минске, и то, как это происходило минувшей ночью в Киеве. "Хрупкая демократия", которая установилась на Украине после "Оранжевой революции", затрещала по швам.

К четырем утра на Майдане осталось всего около тысячи человек - в основном, молодежи. В центр Киева на автобусах загодя свезли сотни бойцов "Беркута". Решение о том, чтобы разогнать Майдан силовым путем, очевидно, было принято заранее. Но в то, что все будет происходить так же быстро, жестко и с применением такой же силы, как в Белоруссии, до последнего не верилось никому.

Но в четыре утра все надежды рухнули. Сотни беркутовцев окружили тысячу протестующих - так, чтобы никому не удалось сбежать. А затем стали дубинками избивать избивать безоружных участников "майдана без политики". "Майдан по-зверски зачистили. Десятки раненых. Десятки задержанных. Такого Украина еще не видела", - написал в своем твиттере депутат Андрей Шевченко.

До начала штурма, рассказывают очевидцы, манифестанты у стеллы Независимости выстроились таким образом, чтобы внизу остались стоять парни, а вверху - девушки. Когда "Беркут" начал наступление, гражданские активисты стали буквально умолять силовиков: мол, акция мирная, судом не запрещена, "что нам надо сделать, чтобы вы нас не били?". В ответ раздавалось только глухое молчание.

Все действительно было в лучших традициях "жанра Лукашенко": манифестантов били дубинками и рассаживали по "автозакам", а кто смог, тот сбежал. Только в Минске в декабре 2010 года люди разбегались по домам, а в Киеве укрылись за стенами Михайловского собора.

В Шевченковском РОВД (центральный район украинской столицы) среди задержанных оказалось 33 человека. Вытащить их оттуда стараются Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и несколько других депутатов. Выпустить людей политикам удалось - и это пока единственное отличие от "белорусского сценария", в соответствии с которым в кутузку на 15 суток загремели бы и сами депутаты. Но в чем-то киевский разгон был даже хуже белорусского: в конце концов, в Минске власти взялись за дело, найдя для этого хотя бы одну формальную причину: провокаторы среди демонстрантов начали бить стекла и пытаться захватить здание правительства. В Киеве же власти даже провокаторов вводить в игру не стали: просто дождались четырех часов утра, когда на площади совсем не осталось журналистов, и сделали свое дело.

Нельзя не вспомнить и сноса палаточного городка в центре Минска в 2006 году. Тогда его зачистили уже после того, как закончились рабочие визы у большинства западных репортеров. Чтобы не те могли показать впечатляющую картинку. Янукович никого ждать не стал: то ли кому-то из его окружения смекалки не хватило, то ли власть справедливо рассудила, что в ночь с пятницы на субботу никто "жары" не ждал, а потому репортеры пошли отдыхать по гостиничным номерам.

Так что своей склонностью к неожиданным маневрам Янукович даже превзошел Лукашенко. И еще: вчера ночью еще до начала штурма Майдана беркутовцы пробили голову корреспонденту Reuters. Минский ОМОН себе такого не позволял.

И вот еще что. Сотни протестующих, которые укрылись за стенами Михайловского собора и забаррикодировались там, не смогли через 30 минут спокойно пойти домой. Беркутовцы, не успевшие попасть на территорию храма, стали просто поджидать манифестантов снаружи. Говорят, что озверевшие правоохранители избивали даже тех людей, кто в это время был в центре Киева и не имел отношения к "Евромайдану", а наблюдал за происходящим, сидя на лавочке неподалеку. Убегающих тоже догоняли и били. Такого зверства в Киеве явно никто не ожидал.

Но все же было и несколько весомых отличий - у того минского разгона, и нынешнего киевского. Во-первых, в Киеве орудовали не свои, столичные, беркутовцы, а гастролеры из Днепропетровска. Именно они, по свидетельствам очевидцев, сначала зачистили Майдан, а потом расселись по автобусам и убрались восвояси. Во-вторых, очевидцы рассказывают, что из своих щитов беркутовцы настроили "ловушки", попав в которые, люди уже не могли сбежать. Наблюдавшие за разгоном милиционеры помогали студентам выбраться из них, то есть помогали сбежать. У разбегавшихся участников мирной акции было впечатление, что милиция сочувствует им. Доходило до того, что многие студенты громко кричали милиционерам "спасибо".

Что теперь ждет режим Януковича, сказать трудно. Украинский Facebook настроен решительно: в воскресенье в 12 часов дня по местному времени оппозиция собирает людей на новую акцию протеста. Кажется, что идти на этот раз готовы все, даже люди, которых неделю назад на улицах Киева не было. Решится ли Янукович на силовой разгон акции и на этот раз?

Позавчера в вечернем эфире главного политического ток-шоу Украины "Шустер Live!" лидеры оппозиции, из-за визита которых шоу, идущее в прямом эфире, на несколько минут прервали сериалом, объявили, что готовы выдвинуть на выборах единого кандидата. Объявил об этом лично Кличко. Скорее всего, он и станет претендентом от оппозиции на выборах в 2015 году. Вероятно, именно такого сценария развития событий и опасалась власть. Янукович же этой ночью продемонстрировал, что готов бороться за сохранение своего кресла любыми возможными способами. Ставки растут необычайно быстро.

На многие из существующих вопросов (главный из которых звучит примерно так: "Превратится ли Украина в очередной авторитарный сателлит Кремля?") украинцы, скорее всего, получат ответ в понедельник. Введет ли власть Чрезвычайное положение или побоится трогать митингующих (а при ЧП их автоматически начнут «трогать») - это пока единственное, что имеет значение. Призывы оппозиции организовать импичмент президенту не имеют пока ничего общего с реальностью. Необходимых 226 голосов депутатов, которых у оппозиции нет. Единственная техническая возможность получить их - заблокировать работу парламента на 30 дней, после чего по закону ее нужно распустить и объявить внеочередные выборы. И только потом, с новым составом Рады, можно добиваться отставки президента.

После обеда в воскресенье в Киеве в Парке им. Тараса Шевченко началось Народное вече сторонников евроинтеграции. Активисты из регионов Украины едут на вече в Киев, только из Львова ночью выдвинулось более сотни автобусов и автомобилей. Очевидцы также говорят, что у памятника Шевченко уже собрались сотни тысяч человек, и даже 1 млн. Едут и с востока Украины, причем с Донбасса - Янукович всех "достал". СМИ сообщают. что власть на местах пытается этому помешать: крепкие молодые люди дают работницам железнодорожных касс указания, чтобы не продавали билеты до Киева. Чтобы принять всех этих людей, в Киеве развернут еще один майдан, на Михайловской площади. Наиболее популярный лозунг - "Революция!". Недалеко от входа в Михайловский собор организован прием теплых вещей, воды и еды. На территории собора оборудовали пункты обогрева.

Между тем, по некоторым данным, власть стягивает в Киве карательные подразделения со всей страны. Оппозиция слаба и собственных ресурсов для противостояния у нее нет. Предотвратить окружение Киева она надеется с помощью Запада. Председатель политсовета партии "Батькивщина" Арсений Яценюк призвал страны Запада к введению санкций против президента и правительства Украины.

Максим Швейц