Сырно-шоколадный бойкот

На Украине запретили продавать российские сыр, рыбу и шоколад. Впрочем, миллионы украинских покупателей уже несколько недель сами игнорируют "товары оккупантов", причем не только продукты, но и бытовую технику, косметику и даже модную одежду.


© Фото Надежды Красновой

Украинская государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей, по инициативе лидера «Свободы» Олега Тягнибока,  затеяла проверку российских товаров в своих торговых сетях и выявила нарушения в маркировке продукции семи компаний. Нарушителями признаны производители кондитерских изделий «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский»,  «Рот фронт»,  «Русский шоколад», сыровары «Лакталис Истра», производители рыбной продукции «Вичунай-Русь» и «Роскон». И уже вот-вот инспекция начнет изымать продукцию этих предприятий из торговых сетей на территории Украины.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия сама научила своих соседей по СНГ вести торговые войны. В разное время они затевались и с Украиной, и с Белоруссией и даже с Казахстаном. Каждый раз о вводящихся запретах и ограничениях не без гордости рапортовал Геннадий Онищенко. Да и сегодня многие украинские бизнесмены жалуются на то, что Россия создает искусственные задержки при прохождении украинскими фурами таможенных процедур.

Но, возвращаясь к украинским санкциям, - скорее всего,  это только начало.  Очевидно, что Россия сделает ответные шаги. Под угрозой  все те же сыры и шоколад, а также пиво, вина, и то, что посерьезней - продукция металлургических заводов и украинского машиностроения. Все это неминуемо скажется на объемах взаимной торговли между странами, о которой обычно так пекутся главы государств во время проведения встреч на высшем уровне. А ведь Украина до сих пор сохраняет статус главного торгового партнера России в СНГ. По официальным данным,  товарооборот между двумя странами за 11 месяцев прошлого года составил $35,92 млрд, причем Россия поставила соседям различной продукции более чем на $21 млрд, а Украина примерно на $14,5 млрд.

Причем даже только «сырно-шоколадными» санкциями Украина скорее навредит сама себе. В 2013 году Россия экспортировала на Украину шоколада на $114 млн, сыра — всего на $18,3, в обратном же направлении товаров проследовало на $316,7 млн и $315,2 млн соответственно. Так что потерять в случае "зеркального" ответа Киев может очень много, даже если пока не брать в расчет продукцию тяжелой промышленности.

Но нужно понимать, что киевские политики сейчас просто обслуживают сформировавшийся общественный запрос. Украинцы массово, без всяких понуканий и призывов, с недавних пор бойкотируют российские товары. На это жаловался даже российский дизайнер Артемий Лебедев. В самом центре Киева стоит его "Шозашоп", но в последнее время он приносит владельцу только убытки. "Наш магазин в Киеве несет убытки, потому что на Украине модно бойкотировать русские товары. Это бред сивой кобылы, сиюминутная обида, которая пройдет", - написал у себя в ЖЖ Лебедев.

В топах онлайн-магазина мобильных приложений для Android Google Play появилось приложение "Бойкот оккупантов", которое призывает украинцев бойкотировать российские товары. Функционал прост:  программный инструмент распознавания штрих-кодов определяет страну происхождения товара, если навести на шифр камеру смартфона. Дополнительно в программе есть база данных с указанием украинских компаний, которые принадлежат россиянам. Их продукцию тоже советуют не покупать. Популярность у программы огромная: ее уже скачали сотни тысяч человек.

В любом киевском магазине корреспонденту "Росбалта" ежедневно попадаются на глаза люди, которые придирчиво рассматривают упаковки прежде привычных товаров и отказываются класть их в корзину, если оказывается, что производитель - российский.

Пара тридцатилетних на вид супругов стоит у кассы киевского магазина "Сильпо" и обсуждает, какие жевательные резинки выбрать. "А это Польша? - Да. - Точно, ты проверила? - Да, написано же! - Ок, берем", - вот такой диалог.

Женщина 40 лет, работающая бухгалтером в Киеве, на глазах у корреспондента "Росбалта" долго не могла выбрать шоколад. Сначала ей приглянулась плитка Milka, но ее производитель находится в России. Убедившись в этом, покупательница с видимым раздражением положила его обратно на полку. Следом ее выбор пал на конфеты Bounty, но и от их покупки пришлось отказаться. В итоге разборчивая бухгалтер купила плитку молочного шоколада фабрики "Корона", прописанной в Житомирской области.

"Они на нас войной, душат наши предприятия и наших заробитчан, а сейчас еще хотят и заработать на нас?! - объясняла женщина. - Я вообще удивлена, сколько у нас российских товаров. Когда-то покупала и не задумывалась. А сейчас прозрела. Их очень много, все магазины завалены российским. Но проблем я не вижу: все или почти все из продуктов можно заменить украинскими, польскими или белорусскими товарами".

Страдают от недостатка внимания и магазины брендовой одежды в Киеве, даже «замаскированные» под импортные марки: Chester, Oggi, InCity, Corso Como.  Аналогично обстоят дела с продажами косметики и бытовой техники. Чайники Vitek, Scarlett, утюги Rolsen стали продаваться в разы реже, рассказывает продавец-консультант сети City.com. Российские торговые сети киевляне тоже бойкотируют: от "Эльдорадо" до "Техносилы".

Не добавляет оптимизма российским бизнесменам и тот факт, что украинская экономика сейчас лежит в руинах, и население опасается дальнейшего развития финансового кризиса. Миллионы украинцев большие покупки отложили на неопределенный срок. У кого есть деньги, тот предпочитает их придержать на "черный день". И никакого просвета здесь не видно.

Так что сегодня компаниям, занимающимся продажей на Украине российских продуктов питания, одежды и потребительской техники, "ловить" нечего. Украина в ближайшее время будет крайне плохим рынком для российского бизнеса, который вряд ли сможет утешить себя тем, что через пару-тройку лет наверняка все наладится.

Максим Швейц