Украина почти без парламента, но с правительством

В разгар военных действий на Донбассе Украина, кажется, останется без парламента. О своей отставке объявил было и премьер Арсений Яценюк, но затем передумал. Тем не менее, стране вновь угрожают распри в верхах.

На Украине на прошлой неделе представители партий УДАР Виталия Кличко и "Свобода" Олега Тягнибока объявили о развале межфракционной коалиции. Они решили выйти из союза с "Батькивщиной" для того, чтобы президент имел законное право объявить о перевыборах в Верховную Раду.

По украинским законам, парламент не может продолжать работу, если в течение 30 дней после распада коалиции депутаты не смогут сформировать новое большинство. А сформировать его никак не получится: с Партией регионов на сотрудничество ни одна другая фракция не пойдет, ну, а с коммунистами все и так понятно. Таким образом, с 99-процентной вероятностью украинский парламент нынешнего созыва развалится.

Распад коалиции произошел по плану президента Порошенко: он говорил о необходимости роспуска парламента и проведении перевыборов сразу же после заступления в должность главы государства, и логика в этом определенно есть.

Во-первых, нынешний состав Рады совершенно не представителен. Настроения в украинском обществе после Майдана изменились, и, как показывают соцопросы, у ПР сейчас не больше 1,5-2% реальной поддержки населения. По украинским законам партия, чтобы попасть в парламент, должна преодолеть 5-процентный барьер, но регионалы сделать этого уже не смогут. Между тем, в парламенте нынешнего созыва их депутатов по-прежнему относительное большинство.

Стоит отметить также и тот факт, что Рада сейчас фактически недееспособна и неэффективна: законопреокты, предлагаемые правительством, проходят со скрипом и далеко не всегда, что совершенно неприемлемо для той политической и экономической ситуации, которая сложилась в стране, и это  очевидно любому стороннему наблюдателю. Вместо того, чтобы принимать нужные стране законы, депутаты дерутся в сессионном зале, пропускают заседания, занимаются демагогией.

Во-вторых, у президента в Раде нет собственной фракции. Это значит, что для того, чтобы "протащить" какое-то очередное свое решение, ему каждый раз приходится «убалтывать» депутатов, что не всегда получается, а  собственных полномочий не хватает.  Очевидно, что на перевыборах осенью Украина получит обновленный парламент, в котором большинство будет у партии "Солидарность" Петра Порошенко. По данным социологов, именно за эту политсилу сейчас готово голосовать относительное большинство украинцев.

Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, совершенно неудивительно, что Порошенко поддержал распад коалиции в официальном заявлении и фактически инициировал его в кулуарах, договорившись с Кличко и Тягнибоком.

Но такой поворот событий оказался неожиданностью для "Батькивщины". Здесь явно рассчитывали поработать подольше, чем до осени. Причина банальна: учитывая результаты Тимошенко на президентских выборах, численность ее фракции в парламенте нового созыва может сократиться в разы. Партия потеряет свое влияние.

Меж тем, сразу после бегства Януковича именно люди из "Батькивщины", как наиболее опытные и авторитетные, заняли едва ли не все ключевые государственные посты. Представитель "Батькивщины" Яценюк сформировал новый состав Кабмина, давний соратник Тимошенко Арсен Аваков взял на себя руководство МВД, а Турчинов так и вовсе стал и.о. президента. Все эти люди надеялись на то, что фактически военное положение в стране поможет им сохранить за собой свои кресла как минимум до окончания острой фазы военно-политического кризиса.

Спикер Александр Турчинов не скрывал своего недовольства распадом коалиции и публично критиковал коллег за такое решение. Яценюк произнес в четверг вечером в парламенте настолько красочную и пламенную речь, что, казалось, ему в кресле премьер-министра осталось сидеть считанные часы. Было даже объявлено, что временно исполняющим обязанности главы Кабмина назначен вице-премьер по региональной политике Владимир Гройсман. 36-летний политик - ставленник Порошенко - известен тем, что уже в 26 лет стал мэром Винницы, а после первой каденции даже сумел переизбраться.

Яценюк в своем выступлении перед депутатами честно признал, что это было "не лучшее правительство в истории Украины", и добавил, что его члены "делали все, что могли и так, как умели". Но справедливости ради стоит отметить, несмотря на то, что общество в целом относилось к деятельности нынешнего Кабмина весьма положительно, проблем он оставил после себя гораздо больше, чем решил.

Да, Яценюк подписал соглашение об Ассоциации с ЕС и выбил первый кредит у МВФ. Но вряд ли это его заслуга. Поддержку Запада получил бы и Гройсман, и любой другой премьер, оказавшийся на месте Яценюка. Но при этом глава правительства спровоцировал 50-процентное падение курса гривны, рост инфляции. Проблема коррупции, о которой на Украине говорит каждый политик, так и не была решена. Задача по сокращению числа чиновников не выполнена. Яценюк честно признал, что страна доведена до точки. С 1 августа Украине нечем даже платить военным, которые сейчас находятся на фронте.

Госзакупки прозрачнее не стали, бюджет до сих пор не сбалансирован, бюджетники и пенсионеры могут остаться без социальных выплат. Размеры пенсий и зарплат уже заморожены, но даже их выплачивать нечем. Плюс ко всему, Украина осталась без  газа. Правда, сейчас лето, а главный потребитель природного газа - промышленный кластер Донбасса - находится в состоянии, когда он не может работать, поэтому пока отсутствие поставок топлива для Украины не критично. Но каких-то гарантий относительно того, что правительство найдет деньги, которые требует от него Кремль за поставки газа, нет. Киев часто говорит о том, что сможет наладить реверсные поставки топлива из Европы, но эксперты сомневаются в том, что эта схема и этот план в принципе выполнимы.

Есть и более существенные проблемы. Правительство Яценюка взяло на себя ответственность за поднятие тарифов ЖКХ, за внесение целой кипы поправок в Налоговый кодекс (что совсем не понравилось всем представителям бизнеса). Никто не скрывает, что в этом году Украина может потерять до 10% ВВП. И чтобы восстановиться хотя бы до уровня конца 2013-го, Киеву понадобятся годы.

Кабмин оказался неспособным решать даже оперативные задачи - по обеспечению армии амуницией и обмундированием, по своевременным выплатам бюджетникам, по эффективному сбору и распространению волонтерской помощи. За те законы, которые предлагало правительство, депутаты упорно отказывались голосовать. Говорят, законопроекты были просто некачественными, и их приходилось по несколько раз переписывать.

Яценюк все же передумал, и пока не уходит. Но где гарантия, что премьер не “психанет”, например, в конце уже этой недели, или, что назначенное на 31 июля заседание Рады все же не отправит его в отставку? Вопрос, что называется, риторический.Сейчас для Украины критически важно пережить «межсезонье». Если все пойдет по президентскому плану,  в стране 26 октября состоятся внеочередные парламентские выборы. Но до этих выборов разоренная войной и раздираемая внутренними политическими конфликта как самостоятельное государство может и не дожить.

Валентин Мальцев