Posted 15 августа 2014,, 10:30

Published 15 августа 2014,, 10:30

Modified 30 января, 23:32

Updated 30 января, 23:32

На Украине теперь заправляют австрийцы

15 августа 2014, 10:30
"Лукойл" продал сеть своих заправок на Украине. Компания начала испытывать проблемы в этой стране сразу же после Майдана. Но, оказывается, работать здесь сегодня сложно всем продавцам топлива.

Крупнейшая в России частная нефтяная компания "Лукойл" продала австрийской AMIC сеть заправок на Украине. В нее входили 240 АЗС и шесть нефтебаз. Стоимость сделки не раскрывается, но речь идет о полной продаже "Лукойл-Украина". Эксперты Raiffeisenbank оценивают этот актив в $250 млн, аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров считает, что речь идет о $100-150 млн.

Отметим, что "Лукойл" не попал под санкции США и Евросоюза, однако его руководство заявляло, что введенные ограничения против России опосредованно все равно повлияют на все российские компании. В «Лукойле» также не говорят, что ее уход из Украины напрямую связан с событиями на Юго-Востоке страны, но, судя по всему, это и есть основная причина.

Еще в июне в июне владелец «Лукойла» Вагит Алекперов в интервью «Ведомостям» говорил, что бизнес на Украине в общем-то идет "без эксцессов". Была, правда, отмечена пара случаев, когда заправки "Лукойла" блокировали активисты "Правого сектора". В Ивано-Франковске они, например, требовали от персонала заправки слить 2,5-3 тонны топлива на нужды украинской армии. Участники акции прямо говорили, что будут создавать проблемы "Лукойлу" до тех пор, пока компания не пойдет на «сотрудничество» или не закроет бизнес на территории страны.

Аликперов тогда отметил, что для компании "очень важна стабильность на Украине, чтобы бизнес развивался", но уже упомянул и о том, что может найти покупателя на свой розничный бизнес.

Заметим, что еще с начала развития крымского кризиса украинцы стали массово отказываться от услуг российских заправок. Типичная ситуация в Киеве: через дорогу друг от друга расположены две заправки - российская и украинская. На первой не будет ни одной машины, а на второй - очередь на 20-30 минут. И это при том, что цены на обоих могут не отличаться.

"Я лично зарекся заправляться на ТНК-ВР или на других российских заправках. Пусть удавятся своей нефтью. Один раз только залил пять литров на "Лукойле" - нужно было до Shell дотянуть, а бак пустой", - рассказывает корреспонденту "Росбалта" 38-летний риэлтор Анатолий. Подобно ему поступают очень многие киевляне. Очереди на заправках украинских и западных брендов — картина привычная, зато на любой российской машин почти нет - разве что "газели" и микроавтобусы, которые заправляются по ранее заключенным предприятиями контрактам.

"У нас резко упали продажи, и я думаю, что все-таки это такая реакция на те события, которые происходят на Восточной Украине", - признавал Вагит Алекперов.

Кстати, бизнес у ближайших соседей "Лукойл", оказывается, сворачивает уже давно — в июле 2013 года компания продала Одесский НПЗ группе "ВЕТЭК" Сергея Курченко. Но "Лукойл", возможно, ушел из Украины не только по политическим причинам. В последнее время крайне неустойчиво ведет себя гривна, за счет чего бензин постоянно дорожает, а его потребление - падает. Украинцы стали меньше ездить. Например, в Киеве сегодня нет тех пробок, которые постоянно были в августе были в последние годы. И обратного тренда ждать точно не приходится.

"Если курс доллара установится на отметке в 13,8 грн, то бензин в ближайшее время подорожает на 1,5 гривны, а дизтопливо на 1,20 грн", - говорит сопреседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Какой будет курс на межбанке, такие и цены на топливо. Например, при 14 грн./$, получим около 18 гривен за литр бензина", - добавляет директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.

При этом, несмотря на растущие цены, прибыль заправщиков отнюдь не растет. "Операторы рынка не могут себе позволить сразу выставлять максимальную цену. Иначе продажи топлива упадут еще сильнее, ведь покупательская способность украинцев постоянно падает", - объясняет президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Половину своих заправок закрыл и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. У него, правда, еще и начались проблемы с Антимонопольным комитетом Украины. АЗС группы "Приват" обвинили в искусственном завышении цен на топливо. И в ведомстве говорят, что имеют претензии не только к Коломойскому. Здесь заявили, что целый ряд сетей АЗС закупают на внешних рынках значительно меньше бензина и дизельного топлива класса "премиум", чем продают на заправках. Иными словами, под видом "элитного" бензина «впаривают» обычный.

Госуполномоченный Антимонопольного комитета Михаил Русинский объяснил: "Операторы рынка стабильно из месяца в месяц продают так называемого бензина премиум-класса значительно больше, чем они его приобретают. При том, что указанные субъекты не являются производителями ни бензина, ни дизельного топлива. Бензина А-95 улучшенного качества продается вдвое больше, чем закупается. В случае с обычным бензином ситуация противоположна - его реализуется меньше, чем прибывает. Такая же ситуация и по реализации дизельного топлива".

Никаких сомнений тут быть не может: обманывали заправки своих клиентов или нет, но новая власть будет их в ближайшее время "кошмарить" ничуть не меньше, чем старая. Но и это еще не все. Русинский полагает, что у некоторых компаний по продаже топлива «слишком хорошее» положение на рынке. "Субъекты хозяйствования, которые мы исследовали, а именно "Лукойл Украина", "Окко нефтепродукт", "ВОГ Ритейл", "Альянс Холдинг" и "Золотой Экватор" имеют признаки монопольного положения на более чем 180 региональных рынках розничной реализации светлых нефтепродуктов", - заявил чиновник. Нарушителям грозят штрафные санкции в размере 10% от дохода за прошлый год.

Дмитрий Марунич прогнозирует, что в ближайшее время на Украине будет передел рынка топлива в пользу других финансово-промышленных групп. "Претензиями АМКУ привет передают Коломойскому. АМКУ используется в качестве рычага межклановых войн", - говорит эксперт.

В общем, украинский бензиновый бизнес сегодня столь проблематичен, что с него убегают даже ранее не имевшие проблем с киевскими властями компании. И этот тренд, как утверждают эксперты, долгосрочный.

Валентин Мальцев