Posted 27 августа 2014,, 13:16

Published 27 августа 2014,, 13:16

Modified 30 января, 23:44

Updated 30 января, 23:44

Порошенко ставит на войну

27 августа 2014, 13:16
Киев не готов отказаться от войны, Запад не готов в ней участвовать, а Москва будет и дальше изматывать противника. Судя по итогам минского саммита, Украину ждет зимняя военная кампания и острейший кризис.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сегодня назвал переговоры Путина и Порошенко в Минске «безрезультатными». Желаемый же для Киева результат, по словам украинского премьера, должен выглядеть так: Украина восстанавливает контроль над границей, Россия прекращает поставки оружия ополченцам, а ОБСЕ контролирует этот процесс. Об этом же говорил вчера и президент Порошенко: «Первое условие – установить контроль за российско-украинской границей. Необходимо сделать все, чтобы прекратить поставки техники и вооружений боевикам».

Между тем, Владимир Путин публично ни словом не коснулся темы контроля границы, поставок оружия и уж тем более посредничества со стороны ОБСЕ, вновь заявив, что вооруженный конфликт в Донбассе является внутренним делом Украины, и что за своих соседей Россия эту проблему решить не может. Президент РФ больше времени уделил экономическим проблемам, повторив свои тезисы годичной давности о том, что зона свободной торговли Украины с ЕС повлечет защитные экономические меры со стороны России – как будто с прошлого лета, когда он отговаривал Виктора Януковича от ассоциации с ЕС, ничего не изменилось, и никакой войны нет.

Пленение российских десантников на Востоке Украины Путин назвал недоразумением и напомнил, что украинские военные тоже не раз оказывались на территории РФ, причем с бронетехникой, и обращались россияне с ними гуманно. Очевидно, это намек, что если украинцы обойдутся с десантниками неделикатно, то и Россия поведет себя жестче.

Саммит по Украине в Минске поднял на более высокий уровень геополитической Большой игры мировой статус событий на Украине, считает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. "Порошенко увидел, что Запад ни по одному из аспектов украинской драмы не собирается резко конфронтировать с Россией. Вопрос с якобы то ли убитыми, то ли взятыми в плен русскими десантниками на востоке Украины был снят с повестки обсуждения в ходе пресс-конференции Путина. Вероятнее всего этот демарш Порошенко был чистой импровизацией, никак не согласованной с его американскими и европейскими покровителями. Президент Украины не понимает, что может означать для многочисленных граждан ФРГ, Франции, Польши, других стран Евросоюза жёсткий подход Украины к безопасности военнопленных, по каким бы причинам они ни попали на территорию Украины, ДНР и ЛНР. Или он забыл, что в высшей степени вежливое обращение с немецкими, польскими, австрийскими офицерами в ДНР было актом политической ответственности военного руководства самопровозоглашенных республик, и не более того", - отметил Собянин.

Политолог Евгений Минченко считает, что саммит изначально не мог быть результативным.

Во-первых, в Минске не было донбасских ополченцев, любые договоренности за спиной которых противоречили бы Женевским соглашениям и остались бы без гарантий соблюдения.

Во-вторых, Порошенко, похоже, готов обсуждать судьбу Донбасса только с новым составом Верховной рады, чьи депутаты Донбасс по понятным причинам представлять не могут.

В-третьих, компромисс с Москвой, который вряд ли поддержит Коломойский, грозит Порошенко военным переворотом со стороны радикалов.

В-четвертых, отмечает российский эксперт, сам Порошенко уже обозначил себя как "президента войны", который консолидирует нацию и вряд ли он станет ломать эту среднесрочную стратегию.

И, в-пятых, убедить дончан остаться в составе Украины после многодневных обстрелов жилых кварталов, гибели сотен мирных жителей и исхода сотен тысяч беженцев будет очень сложно. «Стимулом для результативных переговоров может стать только крайне тяжелая социально-экономическая ситуация в сочетании с военным поражением», - резюмирует Минченко.

Сегодня Арсений Яценюк весь день комментировал падение национальной валюты до отметки 14,8 грн к доллару. Комментаторы в Киеве признают, что гривна падает на фоне успехов донбасского ополчения, которое, если верить сводкам из Приазовья, уже окружило Мариуполь. Яценюк заявил, что курса ниже 12 грн/долл украинская экономика «не выдержит» и сообщил, что правительство продолжает договариваться с МВФ о новых кредитах. Однако заявлений со стороны Фонда, которые свидетельствовали бы о смягчении его позиции по Украине, пока нет. Позиция эта, напомним, заключается в том, что без контроля над Донбассом, генерирующим треть доходов украинского бюджета, Киев не получит согласованной ранее суммы, поскольку не сможет потом вернуть кредит.

Тем временем, позиция контратакующих ополченцев становится все жестче. Если в начале августа осажденный Донецк просил Киев о перемирии, то теперь премьер-министр «Донецкой народной республики» Александр Захарченко говорит, что правительство ДНР уже не согласно на федерализацию как на условие мира. «ДНР рассматривает только собственную независимость от Украины. Новороссия уже не согласна не только на федерализацию, но и на сохранение нынешней Украины как таковой», — сказал премьер.

«Каждый раз на протяжении этого года формулы компромиссов отстают на месяц-два от развития событий, - отмечает в связи с этим Евгений Минченко. - То, что совсем недавно стало бы решением, с течением времени начинает выглядеть как ничего не значащая декларативная уступка».

Подтвердились и сообщения Киева об эвакуации в Россию промышленных предприятий Донбасса, которые украинская артиллерия давно и целенаправленно пытается уничтожить. Правда, речь идет не о заводе «Топаз» и не о патронном заводе, о которых говорят в Киеве, а о Луганском машиностроительном заводе, чья продукция ориентирована на российский рынок. Сегодня российские СМИ со ссылкой на исполнительного директора предприятия Никиту Друзьева сообщили, что оборудование завода под обстрелами было вывезено на таможенный склад в российском Донецке, откуда переедет под Чебоксары. По словам Друзьева, переехал в Россию и трудовой коллектив. Запустить производство на новом месте планируется в самые ближайшие дни — уже в пятницу будет подключено оборудование для высокоточной металлообработки, готовятся жилые помещения.

Эвакуация заводов свидетельствует, что на восстановление промышленной кооперации с Украиной Москва в обозримой перспективе не рассчитывает. «Отмена преференций для украинского импорта, озвученная Путиным в Минске, это сигнал, что без изменения нынешней политики Киеву нечего надеяться на улучшение отношений, - говорит украинский политолог Алексей Блюминов. - В ответ Порошенко озвучил готовность Украины к переговорам при условии возврата ее территориальной целостности, включая Крым и Донбасс. Понятно, что в Москве это даже рассматривать не стали. Если это и есть позиция киевской «партии мира", то можно себе представить, что предлагает киевская "партия войны".

В целом, считает эксперт, по итогам Минска победила навязанная Киеву Вашингтоном линия на войну. «Судя по жесткой реакции Путина, Россия брошенную перчатку подняла и готова к изматывающему противника поединку. Думаю, нам стоит готовиться к осенне-зимней войне», - говорит Блюминов.

Павел Кривошеев