Posted 2 февраля 2015,, 17:25

Published 2 февраля 2015,, 17:25

Modified 31 марта, 09:35

Updated 31 марта, 09:35

Куда идет донбасская война

2 февраля 2015, 17:25
Донбасс заявляет, что больше не купится на очередное хитрое киевское "перемирие". И Москва на этот раз не спешит останавливать наступление ополченцев - вероятно, планы Кремля изменились.

Как известно, встреча контактной группы по Украине 31 января в Минске провалилась. Она должна была состояться еще в пятницу, но сначала не приехали представители Украины. Потом, в субботу, не прибыли главы ДНР и ЛНР. Полпреды этих республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего, переговорщик от Киева Леонид Кучма, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини и посол РФ на Украине Михаил Зурабов смогли поговорить лишь со второй попытки. Никаких документов по итогам принято не было.

В ОБСЕ не могут скрыть разочарования. Там ожидали "беспроблемного принятия" своего плана об отводе войск с позиций, завоеванных ополчением за последние месяцы, потому что Киев согласовал его с Москвой, признался в Белграде глава МИД председательствующей в ОБСЕ Сербии Ивица Дачич. Ожидалось, что стороны договорятся, как минимум, о прекращении огня. Но Пушилин и Дейнего заявили, что не могут ничего подписать без консультаций со своими лидерами. По словам Дачича, "единственная позитивная вещь в том, что этот план не был отклонен, а было сказано, что план будет рассмотрен".

Запад, как и Киев, настаивает на отводе войск ополчения с позиций, которые оно завоевало в последние четыре месяца. Прошлогодние минские соглашения «продолжают быть незаменимой основой мирного урегулирования», - говорится в заявлении трехсторонней контактной группы, распространенном сегодня ОБСЕ. Там говорится, что участники группы приезжали 31 января в Минск, имея уже подготовленный детальный план с конкретными позициями. Но главы ДНР и ЛНР не приехали, а их полпреды "предложили пересмотреть минский протокол и минский меморандум", - гласит заявление.

Еще больше огорчен полпред Украины на переговорах, экс-президент Леонид Кучма. Он намерен жаловаться на ДНР и ЛНР Путину, ведь в Киеве думали, что очередная дипломатическая победа у них в кармане, и Москва опять, как в сентябре, заставит ополченцев бросить плоды своих побед к ногам Украины. "Представители ДНР и ЛНР в ходе консультаций в Минске в субботу угрожали украинской стороне возобновлением полномасштабных боевых действий по всей линии соприкосновения сторон… Они требовали издания указа президента Украины об одностороннем прекращении огня, угрожая в случае невыполнения этого ультиматума возобновлением полномасштабных боев по всей линии фронта", - заявил украинскому "Интерфаксу" Кучма. По его мнению, это противоречит позиции России, поскольку в субботу Путин в телефонной беседе с Меркель и Олландом выразил надежду на достижение договоренностей. "Мы ждем реакции России", - отметил Кучма.

Чего же хотят в ДНР и ЛНР?

Во-первых, повышения уровня представительства Украины на переговорах. Полпреды республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего заявили, что от Киева требуется представитель, занимающий высокий пост в украинском государстве, а не частное лицо, которое не может нести персональной ответственности за невыполнение Украиной достигнутых договоренностей. Глава ДНР Александр Захарченко подтвердил, что переговоры с Киевом не состоятся, пока украинские власти не назначат официального представителя. По его словам, экс-президент Украины Леонид Кучма, участвовавший ранее в консультациях, его не устраивает, поскольку он - частное лицо.

Во-вторых, Донецк и Луганск обвиняют Киев в нарушениях прежнего Минского меморандума: не были отведены войска из донецкого аэропорта, продолжались обстрелы Донецка и других городов, диалога по статусу Донбасса нет, о роспуске своих нацбатов Киев не хочет и слышать, амнистию ополченцам ДНР и ЛНР тоже объявлять не спешат. По сути, Киев, укрепив за время перемирия позиции своих войск на Донбассе, вернулся к языку ультиматумов.

А раз так, то и ополчение выполнять Минские соглашения не намерено. «Если мы возьмем за основу линию от 19 сентября, то мы [согласно плану трехсторонней контактной группы – прим. ред.] отведем свои вооружения на значительное расстояние. Киев же, напротив, даже отведя эти вооружения, сможет простреливать наши населенные пункты. Поэтому сегодняшняя линия разграничения предпочтительна, она наиболее объективна. Сейчас есть информация от разведки и пленных украинских силовиков о подготовке очередного наступления», - заявил Дейнего. Она и побудила ополченцев пойти в наступление, говорит полпред ЛНР: «Надо было оттеснить украинскую артиллерию от наших городов».

Кроме того, в республиках Донбасса считают, что, признав ДНР и ЛНР «террористическими организациями», а Россию – «страной-агрессором», Верховная Рада сломала существующий формат переговоров и подвела черту под усилиями МИД РФ наладить диалог между Донецком и Киевом, ввести истеблишмент Донбасса в политическое поле Украины. «Это означает, что ‪Москва больше не может претендовать на статус посредника на Минских переговорах, ибо агрессор в роли посредника - дипломатический нонсенс, - рассуждает консультант правительства ДНР Роман Манекин. - Это также предполагает исключение республик из переговорного процесса, поскольку с террористами, как известно, в переговоры не вступают». Иными словами, Киев упорно пытается вовлечь Москву в войну непосредственно, рассчитывая, что в последний момент появится «шеф» в лице США и выиграет эту войну вместо Украины.

В этом свете, продолжает Манекин, все уступки Украине, сделанные Россией в 2014 году, выглядят напрасными: Киев жаждет войны. «Но война бывает разной, - говорит эксперт. - Ответом на очередной провокационный демарш Киева может стать признание республик ‪‎Россией. Что моментально, если не нормализует, то улучшит экономическо-политическую и правовую ситуацию в ‪ЛДНР».

О том, что на этот раз Луганск и Донецк уже не купятся на киевское «перемирие», заявил перед сорванными минскими переговорами и глава ЛНР Игорь Плотницкий. 28 января в интервью «Русскому репортеру» на вопрос, какие территории он называет «временно оккупированными Украиной», Плотницкий ответил: «Все северные территории, которые наши. Мы их не оставим. Поэтому и идет война […] Украина, как мы знаем, объявила, что выходит из внеблокового статуса, то бишь открывает дверь для вступления в НАТО. Значит, вечер перестает быть томным. Умные люди должны понимать, что будет следующим шагом - увеличение [наших] собственных вооруженных сил. Мы их начинаем увеличивать прямо с завтрашнего дня».

Совершенно иначе трактуют теперь в Луганске и перспективу ЛНР остаться в составе Украины. «Сейчас, возможно, с точки зрения политики и экономики существует некая целесообразность оставаться в пределах территории Украины, - заявил Плотницкий «РР». - Но есть еще воля народа, который не хочет этого, и никто не заставит народ смириться и сделать так, а не иначе. Мы всегда говорили, что мы никогда больше не будем в той Украине, из которой вышли. Люди сделали свой выбор. Мы идем на восток. Наша дорога - в Россию. Мы идем домой».

Игорь Плотницкий в интервью отрицает, что он беспрекословно исполняет все распоряжения Кремля. Возможно, у глав ДНР и ЛНР, действительно, есть какая-то степень самостоятельности в принятии решений – но вряд ли стратегических. Учитывая упоминание Плотницкого о связи наступления ополченцев с отказом Украины от внеблокового статуса, речь явно идет не о самодеятельности «отбившихся от рук» лидеров, а о скоординированной позиции Москвы с Луганском и Донецком. И суть этой позиции – готовность воевать до победного конца. Вопрос только, где он, этот конец, и что можно им считать. Выход ополчения на границы Донецкой и Луганской областей с другими областями Украины, как говорит в том же интервью «РР» Плотницкий? Или взятие Харькова, Запорожья, Днепропетровска и Одессы, как грозит глава ДНР Александр Захарченко? Ответа на эти вопросы пока нет.

Украинскую сторону тоже многое не устраивает. «Для реализации Минских соглашений утвердили рабочий план, - рассказывает сопредседатель украинско-российского координационного центра по мониторингу за исполнением Минских соглашений генерал-майор ВС Украины Александр Розмазнин. - Первый этап прекращение огня и установление режима тишины на сорок восемь часов. Выдержали без выстрелов — движемся дальше. Одновременный отвод минометов калибра 125 мм на 15 километров, 152-го калибра — на 17 километров. Первый и второй этапы не вызывали вообще никаких споров. Замкнуло на третьем. Украина настаивает на линии размежевания, которую подписали в Минске в сентябре. А та сторона говорит — нет, мы должны рассматривать фактическую линию размежевания. Потому что отжали у нас бессовестным образом еще несколько территорий». Генерал не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что речь идет о территориях общей площадью 500 кв. км: «Достаточно много: в районе Мариуполя хороший кусок, в районе Донецкого аэропорта, возле Счастья».

Сейчас, судя по всему, обе стороны конфликта готовятся к генеральному сражению. «Плотность огня по Донецку с каждым днем увеличивается, - пишет у себя в Facebook ополченец Александр Жучковский. - Если раньше била преимущественно ствольная артиллерия, сейчас активно включили РСЗО». По его словам, растет и активность украинских диверсионно-разведывательных групп, которые проникают на территорию ДНР и открывают огонь из минометов и гранатометов одновременно с массированными артобстрелами извне.

Задерживаются и украинские информаторы, которые записывают координаты военных объектов, количество солдат и техники. «Многие из диверсантов и информаторов находятся в городе давно и активизировались по команде во второй половине января», - отмечает ополченец. Это наводит его на мысли, что украинцы готовят вторжение в Донецк, предположительно, со стороны Петровского района.

Продолжаются бои и в районе Дебальцево. «Только отбили штурм на базовый лагерь, - сообщает из города народный депутат ВР и непосредственный участник событий Тарас Пастух. - Ранее до него с трудом доставала артиллерия, а сегодня уже пришла вражеская пехота. Нацгвардия город покинула, чем открыла к нам доступ. Во всех блокпостах постоянные обстрелы и танковые атаки. Подкрепление к нам так и не прибыло». «Прошу донести, кому сможете, критичность ситуации, - продолжает депутат. – Возможно, кому-то казалось, что я излишне паникую, но я и сам не мог поверить, что на нас попрут с такой силой».

Тем не менее, пока Дебальцево, судя по всему, еще под контролем Киева. «Чуть ли не каждый день спикеры самопровозглашенной «Донецкой республики» сообщают о том, что трасса в Дебальцеве полностью простреливается, или о том, что «дебальцевский котел» захлопнулся. Об окружении заявляли и 30 января, но это вранье: по трассе, единственной «дороге жизни», мы проехали спокойно, - пишет с места событий спецкор московской «Новой газеты». - Эта трасса действительно единственная, потому что дебальцевский плацдарм, на котором сейчас идут самые активные боевые действия, узким языком внедряется в территории, контролируемые сепаратистами: с запада и северо-запада — луганскими, с востока и юго-востока — донецкими. Если проехать по этой трассе дальше, то упрешься в Углегорск, зарево от пожарищ которого видно из Дебальцева по ночам. Что там сейчас происходит, не знают толком и в украинском штабе АТО. Известно только про непрекращающиеся вот уже неделю уличные бои с применением танков и тяжелой артиллерии".

К вечеру в понедельник украинские СМИ сообщили, что президент страны Петр Порошенко письменным распоряжением все же назначил Кучму официальным представителем Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе. Хватит ли этого для возобновления Минских переговоров, станет ясно в ближайшие дни.

Виктор Ядуха